Соответствующее приглашение принять участие в заседании Хельсинкской комиссии неделю назад пришло на имя российского сенатора, председателя Комитета по международным делам СФ Михаила Маргелова.
Путин должен помнить
МИД России несколько раз неофициально требовал от Вашингтона отозвать Невзлина в качестве докладчика
Впрочем, переписка Михаил Маргелова с американскими коллегами началась задолго до внезапного приглашения, когда Хельсинкскую комиссию конгресса США вдруг заинтересовал процесс по делу бывших владельцев нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Глава комиссии сенатор-республиканец Сэм Браунбек заявил в ответ на приговор Ходорковскому и Лебедеву: «Мир воспринимает это дело как правосудие, вершимое политикой. Президент Путин должен помнить, что краеугольными камнями истинных рыночных реформ, за которые он выступает, являются основные права человека, справедливая и беспристрастная судебная система и настоящая демократия – все, что до этого не дотягивает, это шаг назад».
Высказывания иностранного представителя, пусть даже и сенатора, не слишком задели российских международников. Скандал разразился позже, когда вслед за резкими оценками российской политики американский сенатор пригласил прояснить для конгресса США «дело ЮКОСа» - совладельца группы «Менатеп» Леонида Невзлина*, объявленного российской стороной в международный розыск. Возмутил российских международников не сам факт приглашения в качестве докладчика разыскиваемого правоохранителями Невзлина, а то, что официальную Москву конгресс не пожелал услышать ни в какой форме.
В июле этого года накануне злополучного заседания МИД России несколько раз неофициально требовал от Вашингтона отозвать Невзлина в качестве докладчика. Официальное же негодование Москвы выразил председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. Российский сенатор направил в адрес главы Хельсинкской комиссии, сенатора от Республиканской партии Сэма Браунбека открытое обращение.
В документе не ставились под сомнения полномочия комиссии и лишь мягко предлагалось «обеспечить необходимый баланс мнений, что будет отвечать демократической сущности этой организации». Единственная резкость от сенатора Маргелова была обозначена словами: это позволит «заведомо считать результаты заседания тенденциозными», и соседствовала с признанием бесценного опыта Хельсинкской комиссии.
Услышали? Прислушаются?
Сенатор Сэм Браунбек |
Тем не менее реакция последовала. По словам Маргелова, в письме «сенатор Браунбек выразил заинтересованность в участии представителей нашей страны в подобных слушаниях по российской проблематике. В свою очередь он с сожалением отметил, что на протяжении многих лет многократные попытки американской стороны добиться участия представителей РФ в подобных мероприятиях не увенчались успехом».
«Между мною и Сэмом Браунбеком достигнута предварительная договоренность о встрече в рамках рабочей группы «Совет Федерации России – Сенат США» для более детального обсуждения дальнейшего взаимодействия между нами при рассмотрении в американском Сенате вопросов, касающихся России», - отметил г-н Маргелов, пояснив, что сроки проведения обоих мероприятий в данный момент согласовываются.
Будет ли польза от участия официальной российской стороны в очередном заседании по «делу ЮКОСа», пока не ясно. Учитывая размах задач, которым уделяет внимание комиссия, приглашение России поговорить о ЮКОСе выглядит лишь как временная уступка.
Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе известна больше как Хельсинкская комиссия, – независимое федеральное агентство в составе правительства США. Членами комиссии являются девять сенаторов, девять конгрессменов, а также по одному представителю от госдепартамента, министерства торговли и Пентагона.
Задачи этой структуры – следить за соблюдением прав человека и развитием гражданских свобод в соответствии с Хельсинкскими договоренностями 1975 года в Европе. Впрочем, многие представители комиссии не ограничивают влияние своей структуры только Европой и активно содействуют соблюдению «фундаментальных норм гражданского общества в России и в других бывших советских республиках».
Наиболее запоминающимся из деятельности комиссии стал документ под названием «Акт о демократии в Белоруссии», в котором белорусский референдум обозначался как «нелегитимный», а Александр Лукашенко назывался «узурпатором». Реакция г-на Лукашенко на вмешательство Штатов во внутренние дела страны известна. И таких неординарных дел у Хельсинкской комиссии довольно много. Учитывая «богатый опыт» комиссии, наблюдатели сомневаются в положительных сдвигах по отношению к России.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом