Мнения

Глеб Простаков
бизнес-аналитик

Новый миропорядок меняет маршруты нефти и газа

20 сентября 2025, 11:55

Фото: Frank Hoermann/SVEN SIMON/ТАСС

Нефть и газ снова оказываются в центре разговора о войне и мире – не как товары, а как ключ к распределению силы, суверенитета и будущих бюджетов. Динамика задается Вашингтоном в лице Дональда Трампа, который резко усилил давление на Европу. Требования просты: первое – ускоренный отказ ЕС от российских энергоносителей, второе – пошлины против Китая и Индии, продолжающих покупать российскую нефть.

С первым Брюссель де-факто согласился, подписавшись под закупками американской нефти и СПГ на 250 млрд долларов. И пропетлять здесь, ссылаясь на свободу частного бизнеса, будет очень непросто. Со вторым требованием – явная пауза. Вводить безумные тарифы против двух своих крупнейших торговых партнеров, не считая самих США – значит, добровольно встать между молотом и наковальней, рассчитывая, что металл пощадит. Не пощадит. Европейская экономика не выдержит двойного удара: с одной стороны – удорожание энергетической базы, с другой – ответные меры от азиатских гигантов по промышленным цепочкам.

Трампу же давить на Европу выгодно по всем линиям. Во-первых, окончательное вытеснение Москвы с европейского нефтегазового рынка отдает этот рынок в монопольное пользование американским компаниям. Это не геополитика ради геополитики, а конкретные контракты и загрузка терминалов СПГ в Мексиканском заливе. Во-вторых, возникает дополнительный рычаг в переговорах с Москвой: речь о доступе и управлении пропускной способностью исторических маршрутов – «Северных потоков», «Ямал – Европа», «Дружба» и прочих ниток. В переводе с дипломатического на деловой: Трамп хочет долю в цепочке доставки российского топлива в ЕС, чтобы иметь маневр для своих производителей. Если платежеспособный спрос Европы будет проседать (а тенденции именно туда), рычаги по маршрутам дают возможность перераспределять потоки, тарифы и маржу.

Это – программа-минимум. Программа-максимум – втянуть Европу в экономическое противостояние с Китаем под лозунгом наказания России. Сценарий выглядит так: ЕС, ускоряя отказ от российских ресурсов, параллельно ограничивает нефтепродукты из Индии и Турции, произведенные из российского сырья, и повышает тарифы на импорт из Китая. Фактически это будет означать самоубийственный подрыв собственной промышленной базы: сырье дороже, компоненты дороже, экспортные рынки закрываются. Итог известен заранее: кто бы ни объявил себя победителем, празднование пройдет на руинах самой Европы

Парадокс момента в том, что даже внутри американского энергетического капитала Россия одновременно фигурирует как проблема и как возможность. Публично глава ExxonMobil Даррен Вудс в интервью Financial Times говорит, что у компании нет планов по возвращению в Россию. Официальная повестка – переговоры о судьбе активов на 4,6 млрд долларов, а не о новых инвестициях. Но другая линия новостей живет собственной жизнью: сообщения о секретных контактах Exxon и «Роснефти», встреча Нила Чепмена с Игорем Сечиным в Дохе, «положительный сигнал» из Вашингтона в случае возвращения на Сахалин – всё это из той реальности, где бизнес-смысл не обязан совпадать с публичными заявлениями.

И дело даже не в том, вернется ли конкретно Exxon. Важно другое: архитекторы американского энергосектора не сжигают мосты окончательно. Они их демонтируют секциями – чтобы была возможность собрать обратно, если конъюнктура повернется.

Япония в этот узор тоже вписана не как статист. Токио отверг идею повышать пошлины против импорта российских молекул в третьи страны, сославшись на обязательства в давно недееспособной организации ВТО. Формально – юридическая педантичность. Содержательно – защита собственных стратегических позиций по СПГ, а прежде всего по проекту «Сахалин-2».

Европейская политика здесь раскалывается на «центры и периферии». Словакия и Венгрия надеются на то, что угрозы Трампа – лишь переговорная позиция и не более. Пока нет инфраструктуры альтернативной доставки нефти, разговор об отказе от российского сырья – это разговор о рисках промышленной смерти.

Внутри ЕС идет борьба графиков. Глава Еврокомиссии фон дер Ляйен после беседы с Трампом анонсирует ускорение отказа от российского ископаемого топлива и новый санкционный пакет, но бюрократический механизм дает осечку: релиз переносится на неопределенный срок, а вместо единого «да» мы видим переговоры об исключениях для тех же Венгрии и Словакии. Системная проблема в том, что рынок уже научился обходить линейные запреты. Пока регуляторы пишут 200 страниц «исключений», трейдеры за ночь находят новые маршруты и способы перевода денег, а промышленность, вцепившись в любую предсказуемость, голосует за «сегодняшний газ» против «завтрашних обещаний».

Где в этой схеме Россия? Она – и объект давления, и незаменимый элемент ребуса. Инфраструктура, строившаяся десятилетиями, не исчезает по пресс-релизу. Американский СПГ может многое, но он не отменяет географию и сезонность, не снимает проблемы последней мили и не лечит европейскую промышленность от капитальных затрат на переход. Отсюда и сливы в СМИ про секретные переговоры: это уже не про идеологические бодания и Нобелевскую премию мира для Трампа, а про сделку и выгоду.

Энергетика снова стала первичным фактором стратегического выбора. Не инструментом для украшения повестки, а самим ее каркасом. Европа стоит перед вилкой, где оба пути ведут через боль. Быстрый разрыв с российскими ресурсами, усиленный тарифной войной с Азией – это удар по собственной индустрии здесь и сейчас. Медленный – это жизнь на границе санкционных режимов, постоянные «исключения из исключений» и потеря субъектности в переговорах с Вашингтоном.

Америка, действуя жестко и прагматично, не скрывает цели: переразметить мировой энергетический спрос в пользу своих производителей, заодно привязав союзников к своей инфраструктуре. Азия, в первую очередь Китай и Индия, пользуется возможностями ценового арбитража, борясь за новые дисконты. Россия, будучи одновременно изолируемой и необходимой, продолжает употреблять искусство возможного во благо своей экономики и, конечно, в целях победы в войне.

А пока – нефть и газ снова в центре геополитики.

И это надолго.

Вам может быть интересно

За ночь над Россией уничтожили 141 украинский беспилотник
Темы дня

«План Зеленского» оказался вбросом и имитацией

«Кремль воспримет украинскую версию как издевательство или вброс». Такими словами эксперты комментируют очередной «мирный план», представленный главой киевского режима Зеленским. Что содержит этот документ и почему он не может являться реальной основой для урегулирования украинского кризиса?

«Дело Эпштейна» ведет Трампа к полезным для России решениям

Минюст США опубликовал новую порцию рассекреченных документов по «делу Эпштейна». При этом то, что подчиненные Дональда Трампа пытались скрыть, внезапно стало общедоступным из-за технической ошибки. Все это грозит кончиться для Трампа плохо. А для России, скорее, хорошо.

Бывший посол Норвегии похвалил уровень жизни в Москве

ГУР Минобороны Украины начало кампанию против Генштаба ВСУ

Закончилась четырехлетняя дисквалификация Валиевой

Новости

Чиновников польского Гданьска не впустили в здание генконсульства России

Чиновникам польского Гданьска не удалось попасть в здание генконсульства России, которое они собирались захватить, следует из сообщения главы пресс-службы администрации города Изабелы Козицкой-Прус.

Собянин сообщил о дефиците 500 тыс. работников в Москве

Число свободных рабочих мест в столице, остающихся невостребованными, сейчас достигает 500 тыс., и на фоне демографических изменений этот показатель может увеличиться, заявил мэр Сергей Собянин, выступая с отчетом о работе правительства столицы в Мосгордуме.

Суд арестовал директора подмосковного пансионата после массового отравления

Гендиректор пансионата в Московской области, где после массового отравления скончались шесть человек и пострадали более 40 постояльцев, отправлена в СИЗО до 19 февраля 2026 года, сообщили в СК России.

В Госдуме оценили перспективы доступа к VPN в 2026 году

Ожидать ограничений на использование VPN в России в 2026 году не стоит, заявил глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.

Авиаэксперт объяснил значение отечественного двигателя для самолета «Байкал»

Легкий многоцелевой самолет «Байкал» с двигателем российского производства может произвести революцию в малой авиации России и связать отдаленные населенные пункты, рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

Долина попросила о возможности пожить в проданной квартире

Певица Лариса Долина обратилась с просьбой остаться в купленной Полиной Лурье квартире в Хамовниках на несколько месяцев, сообщила адвокат покупательницы Светлана Свириденко.

Путин в телеграмме Ким Чен Ыну отметил героизм солдат КНДР

Президент России Владимир Путин направил лидеру Северной Кореи Ким Чен Ыну телеграмму с новогодним поздравлением, в которой отметил героизм солдат КНДР при освобождении Курской области, сообщило Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК).

Постпред США при НАТО заявил о согласовании гарантий безопасности Киеву

Основное внимание переговоров между США и Киевом уделяется вопросам разделения территорий, поскольку гарантии безопасности уже практически согласованы, заявил постоянный представитель США при НАТО Мэтью Уитакер.

Умерла основатель РЕН ТВ Ирена Лесневская

Ушла из жизни основатель телеканала РЕН ТВ, российский медиаменеджер Ирена Лесневская, сообщила гендиректор «VK видео» Марианна Максимовская.

В Москве автомобиль сбил бывшего помощника Горбачева

В центре Москвы автомобиль Mercedes сбил политолога Бориса Славина, бывшего помощника Михаила Горбачева, он находится в реанимации, сообщил его сын.

«Почта России» опровергла сообщения о массовых увольнениях

За последние 11 месяцев текучесть кадров в «Почте России» составила 32,9%, это один из самых низких показателей в отрасли, сообщили в пресс-службе компании.

Bloomberg: За год укрепление рубля стало самым сильным с 1994 года

За последние 12 месяцев укрепление российской валюты достигло рекордных показателей, курс вырос на 45%. В результате рубль вошел в пятерку самых прибыльных мировых активов, пишет агентство Bloomberg.
Мнения

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов