Мнения

Борис Акимов
учредитель АНО «Большая Земля»

Почему в школах надо изучать философию

11 марта 2024, 12:00

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Около 300 часов жизни сейчас дети в России тратят на изучение обществознания в школе. 300 уроков они что-то изучают. 300 уроков – это много. За это время можно кучу всего узнать. Теперь спросите выпускника 11-го класса, что он вынес из многолетнего курса обществознания. Даже если он складно ответит, то весь его ответ можно поместить в один урок.

Зато предмет этот часто выбирают для того, чтобы сдать по нему ОГЭ или ЕГЭ – потому как проще всего. Обществознание – это один из предметов, которые обесценивают само понятие образования, то есть соответствие себя Образу. Это какой Образ у нас соотносится с 300 уроками обществознания?

Мне нравится, когда образование понимается прежде всего как передача от учителя к ученику ощущения счастья от познания мира. Идеальный вариант – знающий, понимающий и любящий свой предмет учитель увлекает класс своей влюбленностью и глубиной, и с помощью литературы-истории-математики-физики, и даже физкультуры и много чего еще, учит познавать мир. Понятно, что до идеала всегда далеко, но в случае со многими дисциплинами это хотя бы теоретически возможно. В случае с обществознанием – невозможно в принципе.

Что же делать?

Я предлагаю публично обсудить введение вместо обществознания корпуса философских дисциплин. От логики с риторикой в 6–7-х классах, через историю мысли в 8–9-х классах – к философии в 10–11-х классах.

Вот несколько соображений на тему того, почему именно философия должна прийти на смену обществознанию.

Сейчас много говорят о необходимости формирования цельного человека. Такого, который способен к осмыслению реальности, а главное – понимает ценность и необходимость такого навыка. Но без целостности мышления и истинного глубокомыслия, без внутренней тяги к познанию мира – такой человек невозможен. И да – это в большой степени противоречит идеологическому утверждению нынешнего либерализма о том, что школы и вузы должны готовить людей-товары для рынка труда. Но все, что произошло в России после начала СВО – яркая и наглядная иллюстрация того, как ведут себя успешные и эффективные космополиты, те самые люди-товары, а как те, кто способен на более цельное мироосмысление, включающее в себя не только карьеру и мир потребительских ценностей, но и Родину, личную ответственность и истинную свободу. И здесь философия – не столько даже как история философии, а именно как любовь к мудрости (навыки глубокомыслия) нам в помощь.

Мировой контекст. Цивилизации сверхнеобходимо осмысление в широком смысле: именно творение, конструкция и развитие смыслов становится ключевой компетенцией, вокруг которой будут выстраиваться остальные дисциплины и иная профессиональная деятельность. От разработчиков метавселенных, дизайнеров, специалистов по медиа и маркетологов до экономистов, архитекторов и урбанистов. В новых условиях все эти направления человеческой деятельности для собственного устойчивого развития требуют вмешательства философов. Делез и Гваттари писали: «Философия – искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты... Творить все новые и новые концепты – таков предмет философии... Концепт – это и есть устойчивый сгусток смысла».

Российский контекст. Пришло время, когда, кажется, никого не надо убеждать в необходимости национального суверенитета России. Политический, управленческий, экономический, военный и прочие суверенитеты – все это на наших глазах обрело сверхактуальность и постепенно становится реальностью. Но важнейшая основа истинной суверенности – «суверенность мышления», гуманитарный суверенитет.

Мы живем в ситуации, когда наши ориентиры общественного и культурного устройства маячат где-то на Западе. Мы можем не быть активными западниками, мы можем рефлексировать на тему любви к отеческим гробам, но в действительной своей жизни мы, как и раньше, ориентируемся на то, чтобы «было как у них», на западные модели в экономике, культуре, общественном строительстве, экологии. Мы прервали традицию русской мысли и все измеряем той же самой ценностной школой, что и убежденные западники. Мы потеряли семиотический суверенитет.

Главная задача на ближайшие годы развития страны – отказ от состояния, когда наш гуманитарный дискурс оккупирован западной мыслью. Необходимо – и как можно быстрее – создать полноценную и всеобъемлющую национальную суверенную гуманитарную повестку. Обрести собственную, независимую, ценностную картину мира.

Это невозможно сделать без выхода философии в центр общественной жизни.


Из первых трех соображений естественным образом вытекает и четвертое. Профессия философа на наших глазах в самое ближайшее время превратится в сверхактуальную. Одна из целей нового курса в школе – дать возможность обрести философии новую социальную идентичность. Понять и принять новую значимость профессии и транслировать эту ценность в общественное пространство. Не программисты или дизайнеры (это профессия сегодняшнего дня), а именно философы станут профессионалами будущего (привет, Герман Греф!).

А теперь немного маркетинга, куда без него. И для чиновников, и для родителей, и для детей сама сила слова «философия» очень существенна. Чиновникам понятно (или кажется, что понятно), что это такое. Философия и сейчас – обязательный предмет на первых курсах всех вузов, включая технические. То есть тут не надо ничего особенно доказывать и объяснять о новом предмете.

Для родителей «философия» гораздо даже более понятна и убедительна, чем «обществознание». Мой ребенок в школе изучает философию – это звучит. Мой ребенок в школе изучает «обществознание» – и что?

И детям проще объяснить важность и необходимость философии. В ее защиту встают десятки известных имен за последние пару тысяч лет. Это «умники и умницы» прошлого. Хочешь быть похожим на них – вот тебе предмет! На кого тебя делает похожим обществознание? Эм-м…

Давайте вернем эти 300 часов из мира пустоты и бессмыслицы в мир глубокомыслия. Философию – в школы!


Вам может быть интересно

Захарова прокомментировала слова Туска о солдатах НАТО на Украине
Темы дня

Киев в День Победы проигрывает войну с исторической памятью

На Украине, вопреки фактическому запрету, граждане отмечают День Победы. Некоторые приносят цветы к сохранившимся мемориалам, кому-то удалось наблюдать за проведением парада Победы в Москве по телевизору. По мнению экспертов, эта тенденция говорит только об одном: украинцы не готовы принять идеологию Зеленского и предать историческую память о подвиге дедов и прадедов в Великой Отечественной войне.

Зачем советская власть ввела и отменила национальные дивизии

В период Великой Отечественной войны в составе Красной армии действовали национальные дивизии, сформированные по этническому принципу. Зачем они понадобились стране победившего интернационализма? И почему показали себя в боях хуже, чем «обычные» дивизии?

В Польше признали присутствие солдат НАТО на Украине

Зеленский и Порошенко пропали из базы розыска в России

Бригада ВСУ отказалась исполнять приказ из США по эвакуации Abrams

Новости

Экс-разведчик США: Россия могла бы уничтожить Украину за один день

Военный потенциал России позволил бы ей уничтожить Украину в течение суток, не используя ядерное оружие, заявил бывший разведчик ВС США Скотт Риттер.

В Германии сочли шпица Лукашенко «отвлекающим маневром» на параде Победы

Питомец президента Белоруссии Александра Лукашенко, шпиц по кличке Умка, которого белорусский лидер взял на парад Победы в Москве, стал «отвлекающим маневром», заявил журналист немецкого журнала Bild Юлиан Репке.

Оскорбившего пенсионерок блогера задержали в аэропорту

В столице задержали оскорбившего пожилых женщин подозреваемого, он делал это для развития своего блога, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

В Сети раскритиковали обращение Зеленского 9 мая

Обращение президента Украины Владимира Зеленского 9 мая вызвало шквал критики в социальных сетях.

Провокаторы с флагами Украины пытались сорвать шествие в честь Дня Победы в Вене

В центре Вены вечером 9 мая состоялось шествие Бессмертного полка, которое омрачили действия провокаторов с украинскими флагами.

Лукашенко двумя словами охарактеризовал парад Победы в Москве

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что парад на Красной площади в Москве, посвященный Дню Победы, ему очень понравился.

Путин поблагодарил президента Лаоса за передачу России танков Т-34

Москва признательна Лаосу за передачу танков Т-34, они являются символом Победы и важны для воспитательной работы с молодежью, заявил президент России Владимир Путин на встрече с лаосским коллегой Тхонглуном Сисулитом в Кремле.

Лукашенко назвал инициатора совместных ядерных учений России и Белоруссии

Инициатором совместных ядерных учений России и Белоруссии выступил белорусский лидер Александр Лукашенко, об этом сам Лукашенко сообщил журналистам.

Стало известно об ожесточенных боях в Часовом Яре

В Часовом Яре в 10 км от Артемовска разгорается острая битва, пишет Asia Times.

Экс-сотрудник Пентагона рассказал о провале плана НАТО по захвату Крыма

Запад не смог помочь Киеву захватить Крым, несмотря на тщательную подготовку с использованием самых современных военных симуляторов, заявил экс-помощник замминистра обороны США Стивен Брайен.

Глава Европарламента выступила в Раде перед пустым залом

Президент Европарламента Роберта Метсола, прибывшая в Киев в четверг, выступала в Верховной раде перед пустым залом, заявил украинский депутат Алексей Гончаренко (внесен в России в перечень террористов и экстремистов).

Путин: Украинские беспилотники летают над головами, как мухи

Украинские беспилотники «как мухи» летают над головами российских бойцов, но российские ученые, инженеры и конструкторы работают над этим, заявил президент Владимир Путин в ходе встречи с военнослужащими.
Мнения

Игорь Караулов: Нашу Победу предстоит защитить и добыть

Может быть, День Победы и был бы забыт, отошел бы в область глубокой истории, но ход текущей истории нам этого не позволил. Та Победа, за которую было отдано столько жизней, требует подтверждения уже от нас нынешних.

Ирина Алкснис: Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

Андрей Полонский: А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.
Вопрос дня

Что за женщина-ветеран сидела рядом с Путиным на параде Победы