Мнения

Андрей Полонский
писатель, историк

На смену культуре «нет» приходит культура «да»

14 декабря 2023, 09:04

Февральские дни 2022 года явились грандиозным разворотом в новейшей русской истории. Значение его для нашей жизни мы до конца не осознали – большое видится на расстоянии. Но уже сейчас понятно, что обратного пути не будет. Это проявляется и в государственной, и в общественной жизни, и в частных судьбах миллионов людей, и, разумеется, в такой тонкой и противоречивой области, как культура и искусство.

Уже в первые недели СВО многие персонажи от культуры, бывшие на слуху, поспешили удалить себя из русского поля смыслов, прямыми высказываниями или фигурами умолчания дали понять, что участь и выбор России – это одно, а их жизненный проект – нечто совершенно другое. Многие просто покинули страну. Таких мы теперь называем релокантами, так как понимаем, что нагруженное старыми, хоть и противоречивыми значениями слово «эмиграция» звучит для них слишком гордо. Есть, разумеется, и внутри страны их единомышленники, своего рода «ждуны», ждущие если не победы противника и поражения Большой России, то по крайней мере возвращения довоенных реалий и прежнего уютного междусобойчика.

Только подобное ожидание напрасно. С каждым месяцем украинского конфликта становится ясно, что «как раньше» – уже не будет. Время этих людей прошло даже в том случае, если самые ловкие из них сохраняют за собой зоны влияния, а то и посты. Неделя за неделей, месяц за месяцем площадка, на которой они могут и привыкли играть, сужается как шагреневая кожа.

Но дело даже не в персоналиях. Дело в том, что сама ситуация изменилась, и многое из того, что могло считаться культурой и искусством, оказалось сметено экзистенциальным ветром. Довоенные штампы, раскрученные форматы, темы, методы, образы и сам угол взгляда начинают казаться нелепыми. Возникает даже недоумение – и мы могли этим интересоваться, обсуждать с серьезным видом?

Разумеется, это не касается настоящих художников. Они жили, работали, создавали яркие произведения – и, к сожалению, не так часто бывали оценены по достоинству. Но это уже свойство любой эпохи.

* * *

И масскультура, и элитарное искусство до СВО оказались поражены одной и той же болезнью. В конце ХХ века вместе с рыночной экономикой и потребительским обществом мы зачем-то решили, что все важнейшие культурные формы и институции создаются на Западе, и главная задача – попытаться вписаться в «глобальный» проект, соответствовать ему и быть ему интересным.

Просто бизнес, ничего, кроме бизнеса. К жизни, к реальным судьбам людей, тем более к их осмыслению, этот поток не мог иметь ни малейшего отношения.

Но самое удивительное, что к осмыслению и утверждению жизни еще меньшее отношение имело и так называемое высокое искусство с его культом новизны и не менее упорным подражанием глобальному мейнстриму.

Вместе с постмодернизмом и концептуализмом в моду вошла «чернуха» и деконструкция. Любой объект, любой социальный смысл подвергался «анализу» и «разрушению». Пафос, красота, гармония стали восприниматься как что-то предосудительное. В академической музыке торжествовала математика, поэзия подменялась аналитической философией, из изобразительного искусства исчезало изображаемое, оставался только прием и экспликация. Изумленные граждане бродили по выставкам, концертам и галереям, с умным видом читая обширные тексты при каждом арт-объекте. И это еще в лучшем случае.

Так или иначе, элитарное искусство в его западническом изводе работало над разрушением и расчеловечиванием. Все роли в социальном театре были подвергнуты сомнению. Мужчина переставал быть мужчиной, женщина – женщиной, тело – телом, любовь – любовью, семья – семьей, верность – верностью, предательство – предательством, предмет – предметом. И соответственно, рисунок – рисунком, стихотворение – стихотворением, роман – романом, мелодия – мелодией. Оставались абсурд, распад, небытие, в лучшем случае феминизм и права меньшинств.

Бесконечные умствования в подражание заокеанским теоретикам все больше отрывали «элитарного художника», читающего Делёза и Такера, пресыщенного смыслами и высказываниями, от аудитории, ждущей прямой передачи опыта и полноты бытия.

В итоге и автор, и смотрящий (читающий, слушающий) оказались в своего рода духовном вакууме, совершенно отчужденными друг от друга, а профессиональная художественная среда с «кураторами» и «коллегами» все больше напоминала академическое сообщество в узкопрофильной и сугубо теоретической области. Уходила из-под ног почва, исчезало чувство общности, осмеивались смыслы и принципы. Торжествовала культура «нет»: «нет» – причастности, «нет» – человеку и зримому миру, «нет» – бытию. «Люди играющие» один за другим спешили учудить что-то «новенькое», чтоб удивить специалистов. Но модернистский и постмодернистский прием имеет один недостаток. Он кажется свежим и интересным только один раз, дальше наступает бесконечное повторение.

И тут пришла СВО. И в который раз оказалось, что человеческая жизнь реализуется всерьез.

Герой – это вовсе не персонаж из песни Цоя, а воин на фронте; жертва за други своя – не ритуальная фраза из сакрального текста, а конкретный поступок, совершенный на наших глазах. И каждый выбор оплачен, имеет цель, смысл и последствия. А словесные, музыкальные и живописные потуги, направленные на разрушение скреп и оснований человеческой жизни, выглядят жалко и под вражеским обстрелом, и перед большим историческим выбором.

На смену культуры «нет», отрицающей человеческое в человеке, русское – в русском, общее – в частном, неизбежно заступает культура «да» – культура полного принятия участи и времени, выпавших на нашу долю.

«Да» – причастности, «да» – своему месту в истории и на земле, «да» – единству. Так приходит культура принятия и постижения, которая умножает частный и отдельный опыт человека, заключенного в своем времени и своем теле, на универсальный опыт поколения и народа, на память предков и надежду на будущее.

Февраль 2022 года вырвал искусство из круга повторений, избавил от «вторичности», еще раз показав, что все, что происходит здесь и сейчас с нами, происходит первый и единственный раз.

«Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!» – по слову поэта.

В этом отношении главные ориентиры государственной культурной политики сформулировать легко и идеально просто.

Государство – ради собственного сохранения и процветания – призвано поддерживать ту культуру, которая служит утверждению человеческого в человеке, объединяющего в народе и смыслополагающего в бытии. И ни в коем случае не поддерживать культуру разочарования, деконструкции и самоуничтожения.

Выход возможен из самой отчаянной ситуации. «Из всех неочевидностей ту, которая дает нам надежду, всегда следует предпочитать той, которая не дает нам ее», – говорил римский писатель Арнобий на заре христианской эры. В тысячах отражений и форм искусство свидетельствует о полноте мира и оптимистической трагедии нашего присутствия в нем.


Вам может быть интересно

Небензя обвинил США в «ковбойском» акте агрессии против Венесуэлы
Темы дня

Вэнс раскрыл ложь Зеленского из лучших побуждений

Вице-президент США Джей Ди Вэнс раскрыл всему миру страшный секрет украинских властей о реальных перспективах ВСУ в Донбассе. Этим он нанес Киеву серьезный политический ущерб и разоблачил ложь Владимира Зеленского. Зачем это Вэнсу?

Почему Гренландия становится приоритетной целью для США

Специальный посланник Дональда Трампа отныне будет заниматься реализацией мечты хозяина Белого дома присоединить Гренландию к Соединенным Штатам Америки. Что это за человек и почему Трамп, несмотря на категорическое сопротивление всей Европы, так стремится обладать этим северным островом?

Военкор Коц: ВС России отрезают Украину от Черного моря

В Госдуме отреагировали на жалобы WhatsApp

Эксперт объяснил увеличение количества волков в России

Новости

Для поступающих в педвузы введут профильное вступительное испытание

Минпросвещения России рассматривает возможность обязательных профильных экзаменов для поступающих на педагогические специальности, стартовать нововведение планируют с 2027 года, сообщили в ведомстве.

Пезешкиан заявил о водном кризисе в Иране

Острая нехватка воды поразила все провинции Ирана из-за самой сильной за 60 лет засухи, что вынудило власти прибегнуть к ограничениям, заявил президент Ирана Масуд Пезешкиан.

Al Hadath назвал возможную причину крушения самолета с начальником генштаба Ливии

Причиной крушения самолета Falcon 50, на борту которого был начальник генштаба армии Ливии Мухаммед аль-Хаддад, могли стать перебои в работе электросистемы, сообщает Al Hadath.

Минтранс приказал запретить хождение судов у калининградского СПГ-терминала

С 1 февраля 2026 года в акватории Балтийского моря у терминала по приему, хранению и регазификации сжиженного природного газа в Калининградской области будет введен запрет на хождение судов, сообщается в тексте приказа Минтранса России.

Медведев удивился мирным заявлениям Писториуса и Стубба

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев обратил внимание на недавние заявления министра обороны Германии Бориса Писториуса и президента Финляндии Александра Стубба.

Начальник генштаба армии Ливии погиб в результате крушения самолета в Турции

Начальник генштаба армии Ливии Мухаммед аль-Хаддад и сопровождающие его лица погибли в результате крушения самолета, который исчез с радаров вскоре после вылета из Анкары, сообщил глава базирующегося в Триполи Правительства национального единства Ливии Абдельхамид Дбейба.

Украинский генштаб признал потерю Северска в ДНР спустя почти две недели

Украинский генштаб подтвердил, что подразделения ВСУ покинули Северск, заявление было сделано спустя почти две недели после освобождения города.

Суд в Москве арестовал счета Чубайса по иску «Роснано»

Счета Анатолия Чубайса почти на 11,9 млрд рублей заблокированы по иску «Роснано», говорится в решении Арбитражного суда Москвы.

Мелони в рождественском поздравлении заявила, что 2026 год будет «гораздо хуже»

Во время церемонии поздравления с рождественскими праздниками премьер Италии Джорджа Мелони заявила, что 2026 год по сравнению с 2025-м будет гораздо хуже.

SANA сообщило о встрече Путина с главами МИД и минобороны Сирии

В Москве состоялась встреча президента России Владимира Путина с министром иностранных дел Сирии Асаадом аш-Шибани и министром обороны генерал-лейтенантом Мурхефом Абу Касром, сообщило сирийское государственное новостной агентство SANA.

При обыске в сейфе Эпштейна нашли наличные рубли

Правоохранители США при обыске в доме Джеффри Эпштейна обнаружили в его сейфе наличные в разных валютах, в том числе несколько рублевых купюр, и крупные запасы драгоценных камней.

На границе России и Польши образовалась многокилометровая пробка

На польско-российской границе у погранперехода Гжехотки образовалась огромная пробка на въезд в Россию.
Мнения

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.

Игорь Мальцев: В России нет «потерянных» поколений

В критических условиях в молодежи проявляются лучшие черты русского характера. Какое «потерянное поколение»? Какое по счету? Пустые это разговоры.

Ирина Алкснис: «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов