В своем предвыборном выступлении в Лондондерри, штат Нью-Гэмпшир, кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп уделил внимание армянским избирателям, присутствовавшим на встрече.
Более того, он предложил им нечто заманчивое, от чего армянской диаспоре будет трудно отказаться в том положении, которое сложилось в Карабахе. Армянская сторона ухватится сейчас за любую поддержку, исходящую от такого игрока, как США. А Трамп, в свою очередь, воспользовался этим, чтобы прокомментировать ситуацию вокруг нагорнокарабахского процесса. Впрочем, к этому мы скоро вернемся.
Нельзя не отметить, что в последние дни администрация президента США заметно активизировалась в данном вопросе. Кстати, примечательно, что это происходит на фоне обвинений, звучащих от кандидата-демократа Джо Байдена, в равнодушии Трампа к кровавому конфликту и сознательном предоставлении лидирующей роли в регионе Москве. Хотя это не так – например, в прошлую пятницу в Вашингтоне была проведена совместная встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Зограба Мнацаканяна с госсекретарем США Майком Помпео.
В результате поэтапных переговоров было объявлено об установлении третьего гуманитарного перемирия с восьми утра по местному времени 26 октября. Несмотря на многочисленные нарушения в виде обстрелов населенных пунктов и заметного продвижения азербайджанской армии на юго-западном направлении, действующий глава Белого дома Дональд Трамп в своем Twitter поздравил обе стороны с достижением эффективного перемирия.
Стоит отметить, что Трамп преследует скорее внутренние цели, чем внешние. Речь идет о борьбе за голоса армянских избирателей, чья община в Соединенных Штатах составляет, по некоторым данным, до двух миллионов человек. Большинство американских армян проживают в Калифорнии и Нью-Йорке – оба, кстати, являются традиционно демократическими штатами.
Характерным является то, что о карабахской проблеме и, в частности, о сомнительном перемирии, Трамп заговорил в контексте своих традиционных «great deals» (больших сделок), которые позволяют ему демонстрировать себя как миротворца в глазах американской публики, заметно потерявшей интерес к экспансионистской политике.
В своем комментарии по карабахской проблеме действующий президент США напомнил о недавнем заключении сделок по нормализации отношений между Израилем с одной стороны и ОАЭ, Бахрейном, Суданом – с другой. Он также не преминул напомнить о своей деятельности в Сирии (какие положительные сдвиги были достигнуты в этой стране именно им и почему за это полагается Нобелевская премия, Дональд Трамп не уточнил).
Трамп заявил: косовская проблема довольна близка к той, что имеет Армения. Таким образом, президент мог подразумевать применимость сербо-косовского формата решения конфликта в Нагорном Карабахе. Что это значит в практическом смысле? Непонятно. Потому что непонятно, кто в понимании действующего президента США является субъектами подобной переговорной платформы: Азербайджан и Армения или же Азербайджан и самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика?
Так или иначе, перенос опыта сербо-косовских соглашений об экономической нормализации в случае с Азербайджаном и Арменией мог бы быть выражен во взаимной интеграции, а именно: в создании совместных транспортных и энергетических проектов с предоставлением иностранного финансирования, образовании кавказского аналога Mini Schengen Zone (общей экономической зоны для Сербии, Албании, Косово и Северной Македонии). Не менее актуальным в карабахском урегулировании был бы пункт о возвращении беженцев с обеих сторон в места своего постоянного проживания, а также развитие межкультурного диалога посредством защиты культурно-религиозных объектов обеих общин в спорном регионе.
Но несмотря на столь оптимистичные варианты, принципиальный для обеих конфликтующих сторон вопрос о том, в чьем составе все-таки будет Нагорный Карабах при подобной интеграции, полностью разрушает надежды на успех «сербо-косовского рецепта». Так же, как ранее потерпели крах такие интеграционные проекты, как «Кавказский пакт стабильности», предложенный ведущим сотрудником Центра исследования европейской политики в Брюсселе Майклом Эмерсоном в начале 2000-х, и засекреченные «Парижские принципы», подразумевавшие, предположительно, обмен территориями и запуск совместных проектов в области энергетики и транспорта.
В любом случае серьезность американских намерений относительно Нагорного Карабаха остается под вопросом, ибо последние заявления могут быть лишь пиар-ходом в преддверии выборов президента США. В конце концов, с момента избрания Дональда Трампа президентом в 2016 году, нагорнокарабахский вопрос практически не стоял на повестке дня и не входил в ряд «больших сделок», которые обещал Трамп.
Можно считать, что в последние годы Америка была согласна с лидирующей ролью России на Южном Кавказе, и именно руководство Российской Федерации в большей степени работало над поиском решений в сложившемся конфликте. Тем не менее усиление активности США в нагорнокарабахском процессе сегодня как никогда очевидно. Так же, кстати, как и усиление на Южном Кавказе роли Франции, Турции и Ирана.
Двое последних ставят под сомнение эффективность дальнейшей работы Минской группы ОБСЕ (США, Россия, Франция) в достижении мира между Азербайджаном и Арменией.
Как дальше будут развиваться события, покажет женевская встреча в формате «3+2» (США, Россия, Франция, Азербайджан, Армения), которая состоится 30 октября.