Мнения

Андрей Тесля
кандидат философских наук, БФУ им. И. Канта (Калининград)

Война 08.08.08 открыла вопрос о постсоветских границах

7 августа 2018, 15:35

Фото: Sergei Karpukhin/Reuters

Когда Советский Союз распался – он разошелся по швам союзных республик. Прежние республики Союза ССР стали независимыми государствами, их административные границы сделались границами государственными.

Вообще-то это исторически весьма редкий случай – когда империя распадается столь строго по своим административным единицам. Впрочем, еще более редкий случай, когда империя распадается столь добровольно. Здесь сыграло свою ключевую роль стремление РСФСР, во-первых, скинуть имперское бремя периферии, а с другой – выйти из-под власти союзного центра, который параллельно пытался сохранить свой контроль, экспериментируя с идеей изменения статуса республик РСФСР до статуса республик Союза и т. п.

Собственно, Союз закончился в тот момент, когда РСФСР вышла из него. Все прочее уже детали и подробности.

Империи обычно рушатся медленно – в череде поражений, расставаясь то с одним, то с другим владением. Или в мучительных попытках сохранить наличное – так, что нарастающая тоска от безнадежных усилий побуждает принимать неизбежное, как для Португалии уход из Анголы стал итогом десятилетий войны, когда было уже непонятно, ради чего все эти усилия, и никто не был способен представить себе, что значила бы, как могла выглядеть итоговая «победа».

Империи обычно рушатся так, что имперский центр постепенно вынужден принимать новую ситуацию, пытаясь (удачно или нет) сохранить контроль над своими владениями в иной форме: от прямого правления к косвенному, через союзнические отношения, промышленную и торговую политику и т. д. Или принимать потерю власти в качестве очевидности, потерпев поражение в прямой попытке восстановить контроль над территориями.

В случае распада Союза все произошло принципиально иначе.

Империя не столько разрушилась, сколько самораспустилась из столицы в силу того, что в конфликте 1990–1991 годов в Москве образовалось сразу два враждебных друг другу центра – союзный и республиканский. И последний в борьбе за власть пошел на то, что ликвидировал первый. Путем ликвидации той империи, центром которой он был.

Именно этот своеобразный самороспуск империи обусловил и в целом мирный характер распада: кровь лилась на периферии, для самой России все ограничилось Чечней – и «сдачей» русских за границами России, которые оказались попросту брошены. Их проблемы рассматривались именно как их собственные проблемы.

Прежние власти союзных республик оказались в подавляющем большинстве случаев новыми властями новых суверенных государств. А сама Россия, особенно с конца 1990-х, взяла на себя роль хранителя status quo, поддерживая и наличные режимы, и международное право, стремясь найти в последнем в том числе защиту для своих интересов и интересов своих союзников, как в случае с бомбардировками Сербии и последующим отделением Косово.

Впрочем, новые проблемы, которые вскоре наступили, были отчасти предсказуемы. Россия, Российская Федерация – два равнозначных имени, которые взяла себе с 25 декабря 1991 года бывшая РСФСР – еще ранее, на уровне символики, начиная с флага, герба и гимна соотносила себя не с государственностью 1918 года, а с прежней – выстраивая преемственность по отношению к Российской империи.

Прежняя, советская империя самораспустилась – и относительная легкость этого процесса, помимо прочего, означала, что империя не ушла далеко. Языком выражения этих реалий стали понятия «сферы влияния», «региональной сверхдержавы» и т. п., обозначая одновременно и ограниченность притязаний, и в то же время вполне реальные притязания оставаться державой, контролирующей в целом постсоветское пространство.

Сохранение status quo было в этом смысле одним из инструментов. Когда последнее оказывалось непоправимо нарушено, это означало, что приходит время других инструментов в рамках той же логики.

Пятидневная война за Южную Осетию, случившаяся десять лет назад, стала рубежным событием – от сохранения старых советских границ к запуску процесса их пересмотра.

На тот момент решение о признании Россией Южной Осетии и Абхазии представлялось единичным решением. И в тогдашней логике вполне могло являться таковым. После присоединения Крыма и радикальной перемены, вызванной им на всем не только постсоветском пространстве, но отчасти и в Восточной и Центральной Европе, пятидневная война и последующее дипломатическое закрепление ее результатов видятся малозаметным началом нового этапа.

Присоединение Крыма означало теперь уже со всей очевидностью конец эпохи формальной неприкосновенности границ: прежние границы 1991 года обрели подвижность, и теперь уже вопрос факта, насколько далеко зайдет этот процесс, сколь интенсивен он будет.

До 2008 года Россия выступала неизменно как защитник международного права. После Южной Осетии и в особенности после Крыма ссылка на международное право инструментализировалась, последнее перестало выступать как некая самоценность, охотно трактуясь как результат силового преобладания. Но открыв вопрос о границах, Россия не в силах сама его закрыть.

Империи не только рушатся медленно, но и практически никогда не исчезают до конца. Российская империя, чьим своеобразным продолжением стал Советский Союз, вполне заявила о себе в языке 1990-х, чтобы затем продолжиться в «возвращении Крыма», порождающем самой формулировкой вопрос о том, кем тогда является то целое, к которому этот Крым «вернулся»?

Это не те вопросы, на которые есть простые и быстрые ответы. Более того, всякая попытка простого ответа равнозначна броску зажженного факела в пороховой погреб. Неясность и двусмысленность – способ существовать на развалинах империи, одновременно в отсылках к разному прошлому собирая аморфную современность. До тех пор пока новые реалии не обретут собственной плотности.

Десять лет назад казалось, что случилось исключение из правил – новые границы обрели реальность, большая часть постсоветского мира плохо или хорошо, но совершила свой государственный транзит. Десять лет спустя уже всем понятно, что двадцать или тридцать лет на развалинах империи – слишком короткий срок.

Вам может быть интересно

Лавров пообещал честное международное наблюдение на выборах в Госдуму
Темы дня

Евросоюз испугался критической зависимости от США

Евросоюз неожиданно осознал, в какой сильной опасности оказался из-за зависимости от американских платежных систем. Брюссель уже давно мог бы создать собственных конкурентов Visa и Masterсard, действующих по всему миру, ведь евро – резервная валюта. Однако он не сделал это. Почему ЕС бездействовал и оказался так уязвим?

Почему Макрон захотел говорить с Россией

Москва и Париж возобновили контакты на техническом уровне. Как заявил президент Франции Эммануэль Макрон, эту же линию должны поддержать другие страны Европы. Тем не менее в экспертном сообществе сомневаются в искренности главы Пятой республики. Почему именно французский лидер активнее других высказывается о возобновлении диалога с Россией и стоит ли доверять ему?

Лавров назвал новые варианты соглашения по Украине «изнасилованием» версии США

Грузинский эксперт призвал Азербайджан и Армению не впадать в эйфорию в отношениях с США

Богомолов отказался от должности ректора МХАТ

Новости

Дмитриев высмеял Каллас за провокацию «папочки Трампа»

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев иронично прокомментировал заявление главы европейской дипломатии Каи Каллас о проявлении «европейского достоинства» на Олимпиаде.

Госдума решила обязать мигрантов проходить медосмотр после въезда в Россию

В пакет законопроектов, который Госдума одобрила в первом чтении, включили норму об обязательном медицинском осмотре для мигрантов, сообщил председатель партии «Новые люди» Алексей Нечаев.

Россия намерена обсудить с США сделки с нефтью Венесуэлы

Власти России намерены обсудить с США ситуацию, связанную с введённым запретом на участие в нефтяных сделках с Венесуэлой, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Telegram оштрафовали за отказ удалить запрещенный контент

Таганский райсуд Москвы постановил, что компания Telegram должна выплатить 3,8 млн рублей за отказ удалять запрещенную информацию.

Минпромторг анонсировал запуск бывших заводов Toyota и Volkswagen

Запуск производства на бывших заводах Toyota в Петербурге и Volkswagen в Нижегородской области намечен на 2026 год, заявил глава Минпромторга Антон Алиханов, выступая в Госдуме.

Министр спорта Дегтярев назвал негодяем французского главу ИИХФ

Министр спорта России и президент Олимпийского комитета России Михаил Дегтярев резко высказался в адрес главы Международной федерации хоккея (IIHF) Люка Тардифа, назвав его негодяем.

Главком ВС Норвегии заявил о риске «захвата земель» Россией

Руководство норвежских военных не исключает сценарий проведения Москвой наземной операции на севере Норвегии ради обеспечения безопасности стратегических объектов, заявил глава норвежских вооруженных сил Эйрик Кристофферсен.

При стрельбе в колледже Анапы погиб охранник

В результате стрельбы в одном из колледжей Анапы погиб один человек – охранник, сообщил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

Рар: ЕС разделится на «коренную Европу» и «вторичный» союз

На саммите ЕС в Брюсселе развернется ожесточенный спор о том, станет ли союз блоком «общих долгов», сказал газете ВЗГЛЯД политолог Александр Рар. Он предрек раздел Евросоюза на «коренную Европу» и некий «вторичный» союз стран. Ранее издание Politico сообщило о расколе в ЕС накануне саммита о самостоятельности. На этом фоне в МИД Эстонии призвали перестать ныть и жаловаться.

Кремль прокомментировал сообщения о выборах на Украине

Планы Владимира Зеленского по проведению выборов на Украине остаются неясными, так как официальных заявлений по этому поводу пока не поступало, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

ЦБ предложил решение спора банков и маркетплейсов

Банк России предложил перейти к открытой модели участия банков в скидочных программах маркетплейсов, что должно обеспечить равные условия для всех финансовых организаций.

Политолог: Киев развязал себе руки для кражи украинских детей

Киевские власти, которые громогласно заявляли о «похищении русскими детей», сами создали себе условия для кражи несовершеннолетних, сказала газете ВЗГЛЯД политолог Лариса Шеслер. Ранее на Украине разрешили принудительную эвакуацию детей без согласия родителей.
Мнения

Геворг Мирзаян: Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

Владимир Можегов: Правительство Британии идет на дно на фоне Эпштейн-скандала

Британское правительство получило несовместимую с жизнью пробоину и самым очевидным образом тонет, увлекая за собой, возможно, и большую часть британского истеблишмента. И не только британского.

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов