Разговоры о собственном ядерном оружии в Германии ведутся давно. В то же время атомный арсенал, состоящий из американских бомб, существует в Германии еще с послевоенного времени. Но эти бомбы как минимум требуют усовершенствования и модернизации.
Известный немецкий политолог Кристиан Хакке оживил идею создания собственного ядерного щита сразу после саммита НАТО, на котором Дональд Трамп, по мнению политолога, предпринял вербальные атаки на Федеративную республику.
Хакке выразил убежденность, что Трамп фактически объявил Германию врагом номер один. Поэтому ФРГ, оказавшаяся впервые с 1949 года без американского ядерного зонтика, уже не может, как раньше, считать США гарантом своей безопасности. А значит, и позаботиться о ней вынуждена самостоятельно.
Важным считает политолог и то, что наличие ядерного оружия придаст дополнительный вес в глазах международного сообщества, что позволит ФРГ занимать особое место во внешней политике.
Плюсов от обладания ядерными боезапасами для Германии множество, но один из важнейших – предотвращение какого-либо шантажа другими странами. Не секрет, что кризисная дипломатия напрямую зависит от военной мощи государства.
То есть Хакке убежден, что Германия незаслуженно не занимает это особое место. Правда, политолог забывает о постоянно развязываемых войнах в тысячелетней немецкой истории и, прежде всего, о Второй мировой, после которой Германия до сих пор не стерла с себя след нацизма.
Мнения дипломатов, военных и учёных разделились, а дискуссионная волна набирает обороты.
Сторонники нуклеаризации говорят, что стране без атомного оружия отводится лишь роль мяча, тот же, кто им владеет, и является игроком в мировой политике. И вообще, по их мнению, перед Германией стоит вопрос выживания в современном мире.
Все эти выкладки сторонников создания нового направления в военной стратегии, возможно, и правильны в интересах именно ФРГ. Но уже и раньше эти мечты разбивались о твердые позиции международных организаций (таких как ООН) о невозможности Германии с её прошлым владеть смертоносным оружием.
По мнению некоторых политиков, Германия, имеющая на вооружении атомное оружие, не только не принесёт пользы общей европейской безопасности, но может привести к разрушению всего миропорядка.
Ко всему прочему, наличие ядерного потенциала будет означать нарушение международного права.
Придётся выйти из соглашения о нераспространении ядерного оружия. Но главное – договор «два плюс четыре», заключённый после окончания войны и заменяющий мирный договор (был применен и в 1990 году для объединения ФРГ и ГДР), также предписывает Германии определённые рамки в области военного оснащения. Уже не говоря о том, что лидер Евросоюза до сих пор не суверенное государство – американские и британские войска находятся на его территории.
Кроме того, что наличие атомного потенциала у Германии вызовет недовольство партнёров в ЕС, это приведёт к дополнительным трениям в рамках Евросоюза, в котором и без того пошли трещины из-за миграционной политики. Скорее всего, они тоже захотят иметь равный Германии военный потенциал.
По мнению генерала Бундесвера Харальда Куята, для укрепления своего международного положения Германия должна развивать экономику, укреплять армию и вести правильную политику. А основа обороноспособности Германии лежит в мультиполярности мира и крепких связях в ЕС и НАТО.
Немецкие сторонники нуклеаризации не учитывают того, что Трамп в этом случае задавит страну санкциями, от которых лидер ЕС не отмахнется. В результате Германия окажется в изоляции и вернётся в то положение, в котором оказалась после окончания Второй мировой войны.Ну а пока что состояние Бундесвера, развращённого членством в НАТО, не способного воевать самостоятельно, плачевно. Поэтому уже сами разговоры о собственном ядерном щите представляются по меньшей мере нелепыми.
Тем не менее это сигнал всему остальному миру: реваншистские настроения в Германии существуют уже не только на низовом уровне правых экстремистов и неонацистов. И такая откровенная активность элит не может не пугать.