Мнения

Татьяна Шабаева
журналист, переводчик

Пропасть, в которую может провалиться и Третьяковка, и главное здание МГУ

10 июля 2018, 21:01

Фото: Михаил Почуев/ТАСС

В Третьяковскую галерею пришла группа студентов и преподавателей МГУ. Они осматривали и обсуждали картины. За это им были сделаны замечания: первое – во время осмотра, а вслед за тем состоялся неприятный разговор на выходе.

Сотрудники музея сообщили, что группы «от 1 до 20» должны уведомлять о своем прибытии заранее и что проводить экскурсии разрешено только лицам, имеющим специальный знак Третьяковки.

Преподаватели, разумеется, сказали, что экскурсий не проводили, а «обменивались впечатлениями от увиденного». Им, разумеется, не поверили. История выплеснулась в соцсети, потом на страницы федеральных СМИ, дошла до истфака МГУ, и истфак МГУ... принес «свои извинения Третьяковской галерее за некорректное поведение сотрудников исторического факультета».

Если вы думаете, что в подобной ситуации могут оказаться только преподаватели, пришедшие в музей со студентами, – следует сразу уяснить, что это не так. В такой ситуации может оказаться любой, кому есть что сказать в музее и кто, на свою беду, будет услышан сотрудниками музея.

Например, вскоре подобная же история произошла с исследователем моды Тимом Ильясовым. Он тоже рассказывал спутникам «про шляпки» в Третьяковке – и тоже был сочтен угрозой.

Поскольку славнейший вуз страны явно не считает необходимым указать на этическую извращенность и потенциально большую опасность сложившегося положения – сделаем это за него.

Первое и наиболее очевидное: четкой, мгновенно устанавливаемой границы между платной экскурсией и бесплатным рассказом добровольца не существует.

Она может быть выявлена, например, путем опроса слушателей (не всегда), и логично, что люди, которые прямо зарабатывают на музее, не являясь его сотрудниками, что-то должны за это заплатить. Должны, заметим, не сотрудникам – а музею, поскольку они его используют. Музей же при этом не принадлежит ни сотрудникам, ни стороннему гиду.

В случае же любого некоммерческого рассказа – в том числе лекции, в том числе волонтерской экскурсии – претензии музея попросту неприличны.

Разговор может мешать другим посетителям?

Экскурсия профессионального гида тоже может мешать посетителям. А уж как может мешать стремление гида пройтись по экспозиции быстрей, быстрей, когда у посетителя не остается времени задержаться и сосредоточиться! И каково это – повторять одно и то же снова, и снова, и снова...

Несколько лет назад гид (вполне компетентный, но спешащий и явно отрабатывающий номер) смазал мои впечатления от посещения пушкинского Лицея. Он не знает этого, солидный дядя в костюме-тройке, но он, со своим хорошо поставленным культурным голосом и заезженными фразами, подпортил исполнение давнего желания, подпортил мне Лицей.

Рассказ может не вполне соответствовать правде?

Во-первых, легенда – то есть неправда – является частью ореола, который окружает экспонат. Люди платят и за этот ореол тоже. Во-вторых, как мы уже видели выше, сотрудники Третьяковки заставляли замолчать людей вполне компетентных. Более того, в чем-то (в своей узкой специализации) наверняка более компетентных, чем профессиональные гиды, дающие «общий взгляд».

И это очень важно: рассказ гида, дающего общее представление об экспозиции – и рассказ специалиста-историка, или исследователя моды, или, например, врача или строителя с профессионально настроенным зрением – это разные рассказы. Разные! Специалисты расскажут о картине уже, но в чем-то глубже. И вот что с нами пытаются сделать: нас пытаются лишить разнообразия. Нас пытаются лишить глубины.

Представьте, что все, кому есть что сказать, в музее будут молчать. Или опасливо шептать соседу на ухо. Представьте, что музеи лишатся самых важных своих посетителей – а именно тех людей, для кого экспонаты важны настолько, что они о них читают и думают.

Для человека естественно делиться своими мыслями с другими людьми – и тем более естественно это делать прямо перед тем объектом, который вызвал размышления. Мы смотрим на одно и то же – и пришли специально, чтобы на это посмотреть – мы разговариваем об этом. Что может быть естественнее?

Что еще более важно: только до тех пор, пока люди что-то думают об искусстве, оно остается значительным. Смерть искусства может наступить не только через его прямое уничтожение (в этом случае еще есть шанс, что оно станет легендой), но и через превращение его в штамповку. Во что-то, чем можно прикрыть пятно на обоях. «Налетай, торопись, покупай живопись!»

А до тех пор, пока искусство для людей важно – они будут о нем думать. И разговаривать будут.

Ей-богу, с точки зрения заботы о посетителях проще и правильнее раздать любителям молча медитировать перед картиной – наушники с шумоподавлением, чем запретить посетителям разговаривать о картинах. В том числе компетентно разговаривать.

И если даже преподаватели не «обменивались впечатлениями», а рассказывали о картинах заинтересованным студентам – это можно только одобрить. Ведь они пришли в свое личное время, они заплатили за билеты, чтобы поговорить. О картинах! Значит, эти картины – по-прежнему важны. А иначе зачем бы они висели в Третьяковке? Потому что «так принято»? Вслед за отмиранием смысла ритуала отмирает и ритуал.

И вот еще что следует сказать.

«Эффективный менеджмент» музеев – коль скоро он сведен к зарабатыванию денег – неотделим от того, чтобы искусство теряло свое значение. Положение музеев усугубляется тем, что ресурс, на котором им предложено зарабатывать, им не принадлежит.

Когда государственные (не частные) лондонские музеи перестали брать плату за вход, в этом был именно такой смысл: мы признаем, что наши экспонаты – не товар, а достояние. Зонтики или шарфики с принтом картин Ван Гога – вот это товар, а сами картины Ван Гога – достояние. Принципиальная разница. Если же вы равно платите за все (за посмотреть на картину, за рассказать и послушать о картине и за шарфик), то непонятно, где здесь разница между товаром и достоянием.

МГУ не должен был сдавать своих сотрудников – даже не потому, что они сотрудники. А потому, что за этим небольшим проколом видна пропасть таких размеров, что туда может провалиться и Третьяковка, и главное здание МГУ.

Если зарабатывание денег любой ценой они поставят выше нематериальных смыслов, если возобладает отношение «вот моя делянка, а вот твоя делянка», если в музеях об экспонатах будут рассказывать только «специально подготовленные люди» – так оно и произойдет.

Вам может быть интересно

Атакованный ВСУ танкер Kairos терпит бедствие у берегов Болгарии
Темы дня

Дружба России и Индии вновь выдержала натиск Запада

Индия и Россия показали Западу преимущество взаимного уважения перед односторонним диктатом: в Нью-Дели завершился двухдневный визит Владимира Путина, в ходе которого он встретился с премьером страны Нарендрой Моди. Итогом саммита стало большое количество документов, затрагивающих сотрудничество как в энергетике, так и в сфере ВПК. Как прошедший визит отразится на будущих контактах России и Индии?

Как российские войска вбивают клин между Краматорском и Константиновкой

Угрозу ключевой трассе снабжения группировки противника в Константиновке удалось создать российским Вооруженным силам. Направление, долгое время выглядевшее замороженным, внезапно пришло в движение. О чем идет речь и какие угрозы это создает для всей украинской обороны на данном участке?

Опубликовано вегетарианское меню на приеме в честь Путина в Индии

Долина пообещала в полном объеме вернуть деньги за спорную квартиру

Экс-жена Иванова рассказала, как отговаривала его работать в Минобороны

Новости

Венгрия заблокировала план Еврокомиссии по займу для Киева

Венгрия на заседании послов Евросоюза заблокировала вариант финансирования Украины за счет выпуска евробондов на сумму 90 млрд евро, сообщило европейское издание Politico.

Глава Тобольска: Блогеры привлекли в город рестораторов и девелоперов

У каждого города есть своя идентичность, и этот ресурс можно эффективно использовать для привлечения инвестиций, сказал газете ВЗГЛЯД глава Тобольска Петр Вагин. Ранее в Москве стартовал форум-выставка муниципальных практик «Большие решения малой родины».

G7 и ЕС намерены запретить России перевозить нефть по морю

G7 и Евросоюз обсуждают идею заменить существующий потолок цен на российскую нефть полным запретом на перевозку нефтепродуктов морским транспортом, пишет агентство Reuters

Минцифры сообщило о постепенном отказе от смс-входа на «Госуслуги»

Министерство цифрового развития объявило о решении постепенно прекращать использование смс-кодов для подтверждения входа на портал «Госуслуги» с мобильных устройств.

Кадыров обещал ВСУ ответ за атаку беспилотника на «Грозный-Сити»

Глава Чечни Рамзан Кадыров прокомментировал атаку украинского беспилотника по комплексу «Грозный-Сити», заверив, что пострадавших нет и здание оперативно восстановят.

Вэнс опроверг слухи о разводе после появления жены без кольца

Вице-президент США Джей Ди Ванс прокомментировал появление жены Уши без обручального кольца, подчеркнув, что семейные отношения не испытывают трудностей, сообщает New York Post.

Всемирный банк назвал должников России

За 2024 год внешние долги других государств перед Россией выросли на 2,6 млрд долларов и достигли 33,1 млрд.

Очистные сооружения Иркутска построили с учетом изменившегося состава стоков

Модернизированные очистные сооружения Иркутска теперь способны отделять опасные примеси, которых не существовало в советские годы. Об этом в кулуарах награждения победителей конкурса «Лучшая муниципальная практика» заявил мэр города Руслан Болотов.

Медведев предложил США отправить подлодки к берегам Франции

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев саркастически отреагировал на критику со стороны французского президента Эммануэля Макрона в адрес США, прозвучавшую во время телеконференции европейских лидеров.

Ушаков назвал возможного автора мирного плана по Украине

Основные положения возможного мирного плана по урегулированию конфликта на Украине может создать именно предприниматель Джаред Кушнер, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Путин сфотографировался с сотрудниками гостиницы в Дели

Сотрудники гостиницы в Дели, где остановился президент России Владимир Путин, попросили его сфотографироваться.

Ставка за четыре билета на «Щелкунчика» в Большом театре достигла 800 тыс. рублей

Максимальная ставка за комплект билетов на балет «Щелкунчик», который состоится 31 декабря в Большом театре, достигла 800 тыс. рублей при начальной стоимости в 200 тыс. рублей.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов