У писателя Сергея Лукьяненко в одном из романов описывается раса антропоморфных птиц шеали, которые на определенном этапе эволюции приняли решение отказаться от разума для взрослых. Дети шеали вполне разумны – это позволяет им учиться пользоваться техникой и познавать мир. Но по достижении совершеннолетия они проходят через обряд, после которого разум исчезает и остаются только инстинкты, позволяющие без терзаний и страхов доживать до старости.
Проблема в одном – если происходит что-то, не предусмотренное инстинктами, то возникает опасность «шокироваться разумом» – внезапно вернувшаяся способность мыслить оказывается неспособной помочь выбрать правильное решение.
В результате «шокированный разумом» шеали, увидев землянина, решил убить игравших поблизости детей в надежде, что неведомый ему «хищник» польстится на эту «вкусную еду», а сам он тем временем убежит.
Многие комментаторы послания Владимира Путина после демонстрации «мультиков» со стартующими межконтинентальными ракетами и прочими орудиями массового уничтожения очень напоминали «шокированных разумом» крупных птиц.
Детей они, к счастью, не убивали, в человеческие инстинкты подобный поведенческий паттерн не заложен, но их метания и паническое кудахтанье имели мало общего с поведением цивилизованных людей, отягощенных высшим образованием или даже научной степенью.
Причём выглядело всё крайне грустно с обеих сторон – как те, кто радостно хлопал крыльями и верещал «Мы построили Звезду Смерти, слава Императору Палпатину!», так и те, кто в ужасе подпрыгивал и повторял: «Всё пррропало, гонка вооррружений, холодная война, к психиатррру, в кратер Риччи!»
Всё дело в том, что Путин обращался к разумным людям, для которых прошлое – это лишь платформа, базис, как говорили марксисты, но смотрят они при этом в будущее.
Ведь говорил президент именно о будущем. В котором нам нужна развитая экономика (первая часть послания) и способность государства силой защитить свои интересы, в том числе экономические (вторая часть послания).
И разумные люди по обе стороны границы, хочется верить, его услышали и поняли верно.
Те же, кто привык не пользоваться разумом по прямому назначению, а по-птичьи сводить всю получаемую от внешнего мира информацию к заложенным когда-то в юности инстинктам и стереотипам, восприняли исключительно то, что уже есть в их картине мира.
Одни услышали лишь «наша Родина диктует свою непреклонную волю остальному мировому сообществу», другие же увидели только «кремлевских ястребов, держащих маразматический палец на спусковом крючке ядерной войны».
Первую, внутриполитическую часть послания они либо не заметили вовсе, либо восприняли опять-таки в контексте когда-то услышанного (но непонятого) удвоения ВВП.
Между тем послание стало «рубежным» именно в своей первой части.
В ней нет никаких «скреп», «особого пути» и прочих столь любимых ортодоксами понятий.
Наоборот, было заявлено, что целью государства российского является «сбережение народа России и благополучие наших граждан». И для выполнения этой глобальной цели будут применяться соответствующие средства, среди которых на первом месте модернизация экономики и только на втором – усовершенствование вооружений.
Привыкшим не пользоваться разумом людям еще почему-то кажется удивительной сдержанная реакция на послание западных политиков и СМИ, а чего они ожидали?
Что Трамп или Меркель тоже «шокируются разумом» и скажут: «Да, мы поняли, мы были несправедливы к России, с завтрашнего дня все санкции снимаются».
Или, наоборот, заявят: «Влад доказал, что он опаснее Кима, с завтрашнего дня мы разрываем дипломатические связи с Россией и запрещаем своим гражданам любые контакты с гражданами РФ».Реакция Запада была сдержанной, потому что иной она быть не могла в принципе.
Разумные люди всегда сперва разбираются в проблеме, а потом уже позволяют себе какие-либо однозначные высказывания.
О чем-то из продемонстрированного Путиным арсенала западные разведки знали больше, о чем-то – меньше. Поэтому сперва будет понимание, а только потом – реакция. Не факт, что она нам понравится – всё-таки США очень долго убеждали себя в том, что это они и только они победили Россию в холодной войне.
Им будет очень непросто понять, что Россия тогда победила сама себя, а теперь намерена тоже воспользоваться плодами той победы. Но понять придётся.
«Хочешь мира – готовься к войне» – очень хотелось бы сдать этот стереотип в утиль, но он, увы, остается реальностью.
Сильная экономика должна иметь в основе сильную армию. Одно без другого бессмысленно и недолговечно. Армия у нас уже есть – и хотя в этом нет сомнений ни у друзей, ни у врагов России, напомнить о её существовании не повредит.
А вот сильную экономику надо создавать – и это самое главное, о чем говорил президент России в своем послании.
Sapienti sat.