Президент США Дональд Трамп обратился к своей нации с телевизионным посланием, в котором сообщил нечто ценное не только американцам, но и нам.
Пришло время сорвать фиговый листок вселенской миссии по «демократизации» человечества, т.к. это слишком дорого обходится, и продолжить проводить политику обеспечения своих интересов, но уже без разговоров о ценностях.
«Я разделяю разочарование американского народа в отношении внешней политики: мы потратили слишком много времени, энергии, денег. Самое главное, что она (политика) основана на попытках США перестроить страны по своему образу и подобию, вместо того чтобы преследовать собственные интересы в области безопасности.
Многие из тех, кто сражался и умер в Афганистане, зачислялись в месяцы после 11 сентября 2001 года. Они вызвались по простой причине: они любили Америку и были полны решимости защитить её. Теперь мы должны обеспечить причину, ради которой они отдавали жизнь.
Мы должны объединиться, чтобы защитить Америку от врагов, находящихся за рубежом», – заявил Трамп.
Пока существовал Советский Союз и альтернативный путь развития для человечества, «американский миф» нужно было питать и поддерживать. В 90-е и 2000-е это продолжалось по инерции, кроме того, были деньги от разграбления СССР.
Но теперь приходит время срывать маски и обнажать истинную сущность – только чистый империализм, только хардкор.
А что, разве кто-то против? Почему-то мы не слышим особого возмущения по этому поводу, слов о предательстве, о том, что так называемые развивающиеся страны заплатили большую цену ради мечты о демократии западного типа, а кое-кого даже разбомбили как бы ради этого.
Под раздачу снова попадает несчастный Афганистан (фото:Wali Sabawoon/ZUMA/Global Look Press)
|
Всех все устраивает, все поняли, что грабить без насаждения демократии даже веселее, чем насаждать демократию ради грабежа.
Другой вопрос, почему под раздачу снова попадает несчастный Афганистан?
В том же телеобращении Трамп сказал, что тактика антитеррористической борьбы в Афганистане будет изменена на более эффективную.
«Наши войска будут воевать до победы. Теперь у победы будет ясное определение. Это наступление на врага, уничтожение ИГИЛ*, сокрушение «Аль-Каиды*», предотвращение захвата страны талибами и предотвращение массовых терактов против американцев», – заявил американский президент, который во время своей предвыборной кампании обещал, что армия США вообще уйдет из Афганистана. Теперь же он настаивает на увеличении контингента.
Противоречие такое, что помощник министра обороны из администрации Обамы Дерек Чоллет сказал: «Это очень близко к тому, что сделала бы Хиллари Клинтон».
Трамп перечислил военные цели США в порядке медийной раскрученности исламистских движений, но их реальный вес в Афганистане прямо противоположен.
На сегодня именно талибы контролируют большую часть территории страны, а ИГ только пытается здесь закрепиться. И именно «Талибан*», в первую очередь, противостоит этим попыткам.
Что же случится после того, как американцы вновь нанесут сокрушительный удар по «Талибану»?
Афганский посол в Вашингтоне Хамдулла Мохиб сказал, что заявление Трампа – «это именно то, чего мы хотели». Святая простота. Можно подумать, в случае сокрушения талибов освободившиеся земли займет слабое и марионеточное правительство Кабула.
Турецкое издание Türkiye считает, что «террористическая организация ИГИЛ, теснимая в Ираке и Сирии, видимо, выбрала Афганистан в качестве своего нового плацдарма. Афганистан, в котором неизвестно, кто, с кем, за что воюет, – это как раз то, что нужно такой террористической организации…»
И чем быстрее в результате действий американцев в Афганистане возникнет вакуум силы, тем быстрее туда предпочтут перебраться адепты халифата, загнанные в глухой угол в Ираке и Сирии.
Это позволит решить сразу несколько проблем – быстрее предъявить общественности ликвидацию ИГ на Ближнем Востоке и перенести очаг активности халифатистов подальше от Европы и нефтеносных районов и поближе к границам России и Китая.
Что же, это вполне реалистичный план, не страдающий излишним идеологическим отягощением в духе экспорта демократии. Однако такой прагматичный подход нельзя запатентовать как эксклюзивно американский.
Исламистская организация «Талибан» точно не благотворительный фонд. Она, как и многие другие подобные структуры, проповедует мракобесие (запрещает женское образование, музыку и изобразительное искусство, разрушает неисламские памятники и т.д.). Во время 2-й чеченской войны талибы отправляли деньги и оружие боевикам Масхадова.
И все же, коль Трамп нас учит закрывать глаза на ценности и заниматься исключительно национальными интересами, обратим внимание, что «Талибан» – организация региональная и скорее похожа на ливанскую «Хезболлу», нежели на ИГ, т.е. не претендует ни на халифат, ни на российские территории.
Кроме того, данная структура железобетонным образом настроена против ИГ и, что немаловажно, запрещает на своих землях выращивать мак (героиновый поток из Афганистана в Россию – большая проблема).
Понятно, что хотелось бы вести дела с каким-нибудь более светским и более демократическим правительством, но если перспективное политическое меню в стране представлено лишь двумя силами – ИГ и талибами, то выбирать нужно меньшее зло.
В общем, после телеобращения Трампа госсекретарь Тиллерсон тут же обвинил Россию в поставке вооружений талибам.
Ничего нового и удивительного. В апреле недавно уволенный командующий американским контингентом в Афганистане генерал Джон Николсон и министр обороны Джеймс Мэттис заявляли то же самое.
А еще чуть раньше, в феврале, начальник полиции афганской провинции Кундуз утверждал, что Россия построила там тренировочную базу для талибов.
По словам же начальника полиции северных провинций генерала Ассадулы Шерзада, российская делегация вместе с пакистанскими военными была замечена на базах талибов у пакистанской границы.
Непонятно, как полицейский определил, что база построена именно Россией, но контакты с «Талибаном» Москва таки поддерживает и совершенно это не скрывает.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова неоднократно отмечала, что идет обмен информацией и взаимодействие по борьбе с ИГИЛ.
Не делать этого нельзя, поскольку постоянно поступает информация о концентрации отрядов ИГ в северных районах Афганистана (совсем рядом с так называемым Среднеазиатским подбрюшьем).
Также российская делегация официально по приглашению правительства Пакистана посещала город Мираншах в Северном Вазиристане (там очень много талибов), но ни в какие тренировочные лагеря на территории Афганистана не заезжала. Обвинения в поставках оружия тоже были названы инсинуацией.
Кроме того, в марте в Москве побывал глава СНБ Афганистана Мохаммад Ханиф Атмар, которого вполне устроили заверения российской стороны, что договоренностей с талибами за спиной официального Кабула не будет.
Мало того, ему пообещали поддержать афганскую армию в борьбе с ИГ, так что американские претензии не вполне понятны.
Точнее понятны, просто речь не о реальных доказательствах поставки оружия (которых, как обычно, никто не предоставляет), а о крупных военных успехах талибов вроде взятия Сангина и весеннего удара по Мазари-Шарифу, которые американским военным надо как-то объяснять.
И тут, конечно, проще сказать о российском оружии, нежели о собственной некомпетентности.
Все усугубляется тем, что марионеточное правительство в Кабуле продолжает терять контроль над страной.
Россию много лет относительно устраивало присутствие там США, которое худо-бедно, но обеспечивало безопасность в регионе. Сегодня ситуация изменилась, и это в своей речи подтверждает даже Трамп.
Ясно, что обеспокоенная исламистской активностью на своих рубежах Россия не может не вмешаться.
Не зря же специальный представитель российского президента по Афганистану Замир Кабулов в декабре 2016 года заявил:
«Большинство талибов теперь являются локальной силой и отбросили идею глобального джихадизма».
Министр иностранных дел Сергей Лавров совсем недавно подтвердил мысль Кабулова: «Талибы – это часть афганского населения. Трудно представить, что без них этот конфликт можно будет как-то урегулировать».
Слабеющий Кабул и невнятная политика США неизбежно приведут в Афганистан ИГ.
На сегодняшний день только у талибов хватит сил и организации, чтобы обеспечить реальный противовес халифату.
Не стоит забывать об уже упомянутой проблеме наркотрафика.
В 2016 году, несмотря на американские потуги (или, как говорят злые языки, благодаря им) производство опиума в Афганистане выросло на 43%.
Учитывая этот факт, а также общее ухудшение отношений между РФ и США, Россия вышла из соглашения об антинаркотическом сотрудничестве с Соединенными Штатами.
Талибы же в свое время показали, что разбираться с героиновым потоком они могут радикально и вполне успешно.
Еще одна причина возрастания активности Москвы – это опасность организации натовского плацдарма в ключевом регионе, который находится одновременно близко к России, Средней Азии, Китаю, Ирану и Пакистану.
Легализованный «Талибан», занявший официальные места в правительстве и парламенте, может гарантировать, что НАТО такой плацдарм не получит.
Понятно, что кроме РФ и США за ситуацией в регионе пристально наблюдают и другие соседи.
В апреле в Москве прошли международные переговоры по афганскому конфликту при участии России, Афганистана, Ирана, Китая, Пакистана и Индии.
Американцев на конференции не было, но зато они обвинили Россию, Китай и Пакистан в помощи талибам и потребовали от Индии оказать поддержку США в борьбе с «Талибаном».
Трамп даже назвал Индию ни много ни мало «крупнейшей в мире демократией и ключевой экономической и оборонной гаванью Соединенных Штатов», играя на, мягко говоря, серьезных противоречиях членов ШОС.
Территориальные споры Индии и Пакистана, а также Индии и Китая (из-за чего намедни чуть не началась приграничная война) не являются секретом.
Экс-посол Индии в Афганистане Вивек Катджу подлил масла в огонь, заявив, что «даже если увеличить численность войск, не осушив при этом болото, ничего не изменится».
Под «болотом» он имел в виду Пакистан. Впрочем, Трамп накинулся на наращивающий сотрудничество с Пекином Исламабад и без этого.
«Мы больше не можем молчать о безопасных гаванях в Пакистане для террористических организаций, талибов и других групп, представляющих угрозу для региона и за его пределами.
Ни одно партнерство не может выжить в стране, где содержатся боевики и террористы, которые нацелены атаковать служащих и должностных лиц США. Пакистану пора продемонстрировать свою приверженность цивилизации, порядку и миру», – отметил он в телеобращении.
Стоит ли говорить, что звучащие из уст американских президентов требования к кому-то «продемонстрировать приверженность цивилизации» традиционно заканчиваются гуманитарными бомбардировками с вбамбливанием адресатов требования в средневековье, особенно когда где-то рядом вдруг находятся важные полезные ископаемые?
Дело в том, что Афганистан – это так называемая литиевая Саудовская Аравия. Спрос же на литий без сомнений ждет повышение с ростом производства электромобилей и различных электронных устройств.
Пока основную добычу полезных ископаемых контролируют талибы. Так чем не причина разобраться с ними, если на кону миллиарды долларов?
Примерно месяц назад издание The Diplomat сообщило, что Трамп и президент Афганистана Гани обсудили переспективы развития совместной горнодобывающей отрасли, а Вашингтон запланировал оценить необходимые инвестиции.
Вроде бы темой уже заинтересовались в American Elements и DynCorp International. По крайней мере, собственник последней Стив Файнберг является консультантом Трампа по Афганистану.Вот только для такого сотрудничества с Гани американцы должны контролировать территорию страны, о чем, собственно, и идет речь в телеобращении Трампа.
Но все же и экономические выгоды, которые сулит разработка недр Афганистана, и необходимость сдерживать Россию и Китай в Центральной Азии в полной мере не объясняют, почему Трамп именно сейчас и с таким пафосом презентовал новый военный поход в Афганистан.
Последние события в США показали, насколько глубок раскол в самом американском обществе. Старым проверенным способом сплотить нацию является борьба с внешним врагом, причем желательно где-то на дальних рубежах и с наименьшими потерями.
Потенциальных болевых точек на мировой карте не так много, и с начала своего президентства Трамп периодически давил на каждую из них, оценивая реакцию других игроков.
Прямое столкновение с Россией в Сирии или на Украине, с Китаем в Восточно-Китайском море или на Корейском полуострове слишком рискованно для решения прагматичных внутриполитических задач.
Так что удаленный от фокуса общественного внимания, но стратегически важный Афганистан просто оказался в этом ряду крайним.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ