Инициативы законодателей, которые в последнее время активизировали усилия по упрощению предоставления гражданства соотечественникам, проживающим за рубежом, вызывают у некоторых граждан России опасения.
Эти же люди могут стать вполне лояльными, но уже российскими гражданами
Особенно эти опасения касаются выходцев с Украины, так как всем известно, что отношения с этой страной далеко не самые лучшие.
Один из наиболее распространенных контраргументов состоит в том, что, учитывая тяжелую социально-экономическую обстановку на Украине и большое количество желающих покинуть страну навсегда, в Россию хлынут нелояльно настроенные граждане. Которые, например, поддерживали Майдан или были избирателями партий, находящихся при власти на Украине. Ну а, оказавшись в России, да еще в статусе полноправных граждан, они тут же примутся всячески вредить своей новой стране.
Считаю, что это крайне печальное заблуждение, основанное на стереотипах, которые часто продуцируют СМИ.
Если же подойти к вопросу диалектически, то нетрудно заметить, что именно наиболее лояльные украинскому государству слои населения при переселении и принятии гражданства РФ станут в очень скором времени наиболее лояльным населением уже в новой стране.
Инициативы законодателей по упрощению предоставления гражданства украинцам вызывают у некоторых граждан России опасения (фото: Руслан Шамуков/ТАСС)
|
Это утверждение можно проиллюстрировать результатами исследований украинских социологов.
Так, Институт социологии академии наук Украины предоставляет массу интересных и познавательных данных. Они говорят о том, что, даже поддерживая на выборах нынешнюю украинскую политическую элиту, сами граждане при этом остаются преимущественно аполитичными.
К примеру, 48% респондентов согласны с утверждением, что им все равно, какая будет власть, лишь бы при этом не ухудшалась повседневная жизнь. А еще 15% не могут ответить на подобный вопрос, то есть, по сути, у них вообще отсутствует какая-либо четкая политическая позиция.
Таким образом, более 60% граждан Украины не имеют устойчивых предпочтений в политике и руководствуются лишь неким пониманием того, кто бы мог им обеспечить стабильность и хотя бы минимальное благосостояние.
Но откуда же тогда эти граждане берут такие предпочтения, когда наступает момент отдать свой голос на выборах?
Естественно, из средств массовой информации. А учитывая, что при переезде в Россию они будут подвергаться влиянию уже российских СМИ, то, соответственно, их политические предпочтения будут формироваться на новой почве.
Еще более показателен ответ на предложенное социологами утверждение: «Какие-либо попытки что-то изменить в политическом устройстве страны требуют слишком больших жертв и являются бессмысленными». 63% респондентов выразили с ним свое согласие, а еще 24% так и не смогли ответить, так это или нет.
Лояльность политической системе, даже такой постыдной, как та, что сложилась на Украине, ввиду апатии и опасений за свое положение готовы сохранять 87% респондентов.
А это значит, что переселившись в страну, в которой, несомненно, более человеколюбивая и стабильная политическая система, эти граждане тем более будут лояльными новому государству.
Подобных результатов при ответе на вопросы, выходящие из сферы влияния СМИ на политическое сознание, в данных украинской социологии масса. Что, собственно, демонстрирует, что большая часть жителей Украины стремится к законопослушной и стабильной жизни и не имеет каких-то особенных предпосылок для вредительства или бунтов.
На этом сейчас и зиждется та Украина, которую мы видим. И эти же люди могут стать вполне лояльными, но уже российскими гражданами, предсказуемыми для государства и бюрократии. А это очень позитивное свойство для любой государственной системы.
В итоге после пары-тройки месяцев обработки со стороны российских СМИ такие люди уже сами будут звонить родственникам, оставшимся на Украине, обвиняя их в криптобандерстве, фашизме и пособничестве НАТО. Ну, в общем, во всем том, в чем принято обвинять сторонников украинской власти, находясь в России.
Отдельно стоит, конечно, сказать, что, учитывая сокращение русского населения, жители Украины будут вовсе не лишними. В любом случае, при всем моем почтении к жителям Средней Азии, культурно граждане Украины несравненно более близки россиянам, если не сказать, идентичны.
С этой точки зрения, как это ни парадоксально, именно лояльное украинской государственной системе население даже более предпочтительно, чем жители Крыма или Донбасса, которые уже успели почувствовать вкус большого бунта или неповиновения государственной системе и бюрократии.
Что, кстати, является не очень позитивным прецедентом для постсоветских государственностей с их преимущественно схожим политэкономическим укладом.
И тут, думаю, явно рациональный расчет вступает в противоречие с понятием справедливости.
Если, скажем, жителю Черкасской области, как это популярно говорить, Россия действительно ничего не должна, то вот с населением Донбасса в моральном плане все обстоит куда сложнее.
Многие крымчане – не в обиду, конечно – воспринимают себя неким особо ценным активом, который достался Российской Федерации, что накладывает обязательства холить их и лелеять.
В Донбассе же явно нарастает раздражение тем, что этот некогда мощный и диктующий Украине свою волю регион стал, по сути, козлом отпущения во всей этой кровавой истории, которая разыгралась в 2014 году.
Впрочем, есть и куда более серьезный камень преткновения, нежели чьи-то беспочвенные опасения насчет жителей Украины. Судя по всему, сама система, которая ныне регулирует нахождение украинских граждан в России, приносит своим бенефициарам немалые выгоды.Если даже не говорить о тех патентах, которые оплачиваются, то насколько можно судить, существует целый коррупционный рынок, который приносит участникам едва ли не миллиарды ежегодно.
Кроме того, украинский гастарбайтер вносит свой трудовой вклад в российскую экономику, при этом на него не распространяются многие социальные обязательства, а значит, обходится он дешевле российского гражданина.
И тут уже эта экономическая система вступает в противоречие с политическими интересами, которые, несомненно, состоят в том, чтобы население России прибывало культурно близкими, лояльными и предсказуемыми гражданами.
В общем, вся эта тема представляет собой запутанный клубок противоречий. Но определенно можно утверждать, что опасения в некой потенциальной злоумышленности бывших избирателей Порошенко или даже Ляшко не имеют под собой почвы.