День народного единства – праздник очень «двойственный». С одной стороны, он вроде бы «новый», с другой – вполне себе традиционный и уходящий в историю Смутного времени, церковное празднование Казанской иконы Божьей Матери и в становление царской династии Романовых.
И, наверное, стоит эту историю все же вспомнить, поскольку и сейчас она весьма поучительна.
Знания о Смуте в России имеются, наверное, у всех. Поляки в Кремле, череда Лжедмитриев, тотальная разруха и безвластие.
Но вот, например, только некоторые цифры: во многих уездах площадь пашенных земель сократилась в 20 раз, численность крестьян – в четыре раза. Русское государство за годы Смуты потеряло Новгород, откуда шведы ушли только в 1617 году, Смоленск, часть Карелии и выход к Финскому заливу.
То есть то самое пресловутое «окно в Европу», которое потом пришлось прорубать Петру I самыми радикальными методами.
С другой стороны, последующее объединение народа, то самое ополчение Минина и Пожарского, роль в этом святого патриарха Гермогена иначе как чудом не назовешь. По сути, Россия возродилась тогда, как феникс из пепла. Под началом Михаила Романова фактически началось созидание великого государства.
В политическом смысле был инициирован процесс централизации власти, что важно, с первыми демократическими механизмами. Именно при Михаиле Федоровиче был создан особый Приказ по приему жалоб «на обиды сильных людей».
В плане геополитическом начался процесс «собирательства земель». Была реорганизована и усилена русская армия. Собственно, она из ополчения и разрозненных дружин и стала превращаться в регулярную армию именно тогда.
Понятно, что только Смутным временем весь драматизм русской истории не исчерпывается. К примеру, всего через несколько десятилетий после Смуты российское общество снова ожидал глобальный раскол. На этот раз на религиозной почве.
Реформы Никона, отделение старообрядцев, последующие усилия, которые велись и ведутся по воссоединению разделившейся тогда Православной церкви – это не только «седая древность» и «дела давно минувших дней», но и современные реалии жизни нашей страны. К счастью, диалог со старообрядцами в последние годы принимает все более систематический характер, и надежда на воссоединение все же есть.
Более того, сам факт преодоления Смуты и возрождения России как национального государства показал, что только единое и сплоченное общество может достичь самых невероятных результатов.
И в этом контексте День народного единства – это не только символ преданности и любви к Родине, но и своеобразный день надежды. Надежды на то, что через единство русского народа наша страна и дальше продолжится, и дальше будет занимать подобающее ей место в истории человечества.
Через преодоление Смуты, по факту, родился единый русский народ. В борьбе с внешним и внутренними врагами, которые уничтожали страну, не было ни бедных, ни богатых, ни господ, ни слуг.
Это было единство людей, более не разделенных социально, религиозно или по национальному признаку. Все были в тот момент русскими. Все были едины, и все чувствовали, какая именно угроза нависла и над страной, и над обществом.
Кстати, именно это единство в итоге сделало народ субъектом политики, позволило организовать Земский собор и выбрать царя и царскую династию, то есть без малого на века определить будущее страны. Свое будущее и будущее своих потомков.
И далее именно национальное единение неоднократно спасало Россию. К примеру, не так давно по историческим меркам мы жили в эпоху 90-х, «нового Смутного времени». И снова были враги внешние и внутренние, и снова разваливалась страна и все шло к исчезновению России из мировой истории.
Но, как и в эпоху Смуты, народ смог объединиться вокруг национального лидера и пройти трудный путь к национальному и государственному возрождению. Интересная историческая параллель в том, что во многом именно Владимир Путин приложил усилия для объединения РПЦ и РПЦЗ.
Не учитывая религиозный аспект этого воссоединения, можно сказать, что президент объединил русский народ, расколотый и разделенный сто лет назад Революцией и Гражданской войной, которая, в общем, тоже была «смутным временем».
Собственно, это «собирательство народа разделенного» является одной из характерных черт политики Путина.
Если же абстрагироваться от частностей, то мы живем в эпоху «большого путинского консенсуса», который окончательно оформился в 2013–2014 годах. И консенсус этот – не что иное, как единство вокруг лидера и тех ценностей, которые он продвигает своей политикой.
Владимир Путин принял страну на грани распада и новой гражданской войны. Социальный раскол грозил перерасти в очередной политический кризис, череда которых уже имела место в 90-е годы. «Парад суверенитетов» при развале СССР в итоге обернулся большой кровью на Северном Кавказе, и, в общем-то, Россия шла к очередному отпадению от нее территорий, а то и к полному развалу.
Про волну массовой эмиграции, «утечку мозгов» и утечку капиталов, а также про демографическую яму, которая просто вела к банальному вымиранию народа через несколько поколений, думается, все и так в курсе.
Но все эти процессы были остановлены и преодолены именно усилиями и политикой Путина, вокруг фигуры которого сплотился народ. И одной из главных заслуг президента является то, что он заложил основы нового гражданского мира в России.
Сегодня, в текущих исторических реалиях, на нашу страну вновь оказывается серьезнейшее внешнее давление. При этом чем сильнее становится Россия, чем увереннее она продвигает свои интересы, тем сильнее становится это давление.
Но все эти попытки информационных провокаций, санкции, алармистская риторика Запада разбиваются о тот самый «новый гражданский консенсус», или, если хотите, народное единство. Потому что именно оно является самой сильной и надежной нашей защитой и оружием.
Так было в годы Смутного времени, когда объединили свои силы сын солевара Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, так происходит и сейчас, и, будем надеяться, так будет и в будущем.
Нынешние реалии требуют от граждан нашей страны деятельного единства и не менее деятельного патриотизма. Мы живем в очень интересные времена глобальных решений и перемен.И в это время от всех нас требуется то, о чем писал, к примеру, русский философ Петр Чаадаев, рассуждая о патриотизме: «Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями».
Фактически сейчас как никогда ранее от каждого из нас требуется быть людьми в контексте радищевского «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же».
И, собственно, именно об этом тоже нынешний праздник. Который, к счастью, за последние годы из сугубо государственного и «казенного» стал по-настоящему народным.