Минэкономразвития разместило для общественного обсуждения проект постановления правительства о создании при Внешэкономбанке «фабрики инвестиционных проектов».
Проект направлен на выполнение поручения президента Путина, озвученного в этом году на Петербургском международном экономическом форуме.
Если проект будет реализован, то ВЭБ начнет финансировать реализуемые на территории России промышленные проекты, контрольный пакет акций которых принадлежит резидентам России, на сумму до 80% от стоимости проекта (общая стоимость проекта при этом должна составлять не менее 3 млрд рублей).
Финансирование предполагается предоставлять на срок до 15 лет в виде синдицированных кредитов, составленных из средств ВЭБа (полученных в виде субсидии из федерального бюджета), а также средств российских и зарубежных банков, согласившихся участвовать в таких синдицированных кредитах.
Предполагается, что «фабрика» будет поддерживать проекты в таких отраслях, как «промышленность высоких переделов» (микро- и радиоэлектроника, приборо-, станко- и двигателестроение, авиационная и космическая промышленность, новые материалы, полимеры и т. п.), охрана окружающей среды, инфраструктура, экспорт несырьевой продукции, инновации в рамках программ «Цифровая экономика Российской Федерации» и Национальной технологической инициативы и, конечно, оборонно-промышленный комплекс.
Неразвитость в России проектного финансирования является одним из главных сдерживающих факторов развития в стране современных промышленных проектов. В этой связи желание и президента, и правительства повлиять на исправление ситуации в этой сфере не может не радовать.
Вместе с тем, как видится, предлагаемый проект постановления правительства не решает главную проблему российской экономики в финансовой сфере – недостаток акционерного (то есть недолгового) капитала.
Вопреки распространенному заблуждению, в России нет сложности получить деньги в долг – если у вас есть недвижимость в залог.
Есть проблема получить деньги в отсутствие «твердого обеспечения». И вопреки распространенному заблуждению этому препятствует не отсутствие качественных проектов, а избыточно суровые регуляторные требования Центробанка к коммерческим банкам.
В условиях, когда банки контролируют 98,5% финансовых активов в стране, это равносильно запрету на проектное финансирование в стране в целом.
Если не изменить эту ситуацию, то постановление правительства работать не будет – не найдется тех, кто сможет участвовать в синдицированных кредитах вместе с ВЭБом.
По российским законам Центробанк независим от правительства. Поэтому макрорегулятор должен самостоятельно изменить нормы о резервировании при проектном финансировании либо получить соответствующие указания от президента или – в виде изменений в федеральный закон – от парламента.
Другой явный недостаток проекта – отсутствие верхнего лимита финансирования одного проекта «фабрикой» ВЭБа. Очевидно, что это приведет к тому, что деньги получат только «гиперпроекты» и «гиганты», имеющие лоббистский доступ в высокие кабинеты. Мы наблюдали такую ситуацию уже неоднократно.
Многострадальный российский средний бизнес, реализующий проекты на земле, в которых заняты от 100 до 1000 человек, как правило, в районах, в глубинке, в такой ситуации вновь останется без доступа к проектным деньгам.
Разумное ограничение верхнего предела проекта в 5 млрд или 10 млрд рублей хотя бы частично помогло бы снять эту проблему.
Но и главное – участие в прибыли. Проектное финансирование предполагает две составляющие: низкую текущую процентную ставку по заемным деньгам, но возможность участия предоставившего проектное финансирование финансового учреждения в будущей прибыли компании.
В такой ситуации создается явная дискриминация тех проектов, которые не получат денег от ВЭБа, по сравнению с утвержденными проектами: предполагается финансирование проектов в высокодоходных и конкурентных отраслях – несправедливо, что одни проекты получат в такой ситуации дешевые деньги, а другие в коммерческих банках – дорогие.
Если деньги дешевые, то справедливо обременить – это необходимость поделиться частью будущей прибыли с тем, кто такие деньги дал, в данном случае с ВЭБом, то есть с государством.
Напомню, ВЭБ деньги на «фабрику» получит из бюджета, то есть от нас с вами.