Мнения

Галина Гужвина
преподаватель математики в Политехническом институте (Ecole Centrale) г. Лиона, Франция

В филейной части белокаменной Москвы: радости и гадости лицейских братств

19 сентября 2016, 14:00

Фото: из личного архива

Сразу скажу: колмогоровский интернат я оканчивала в 1996 году, в самый разгар переговоров с чеченскими сепаратистами, в самый канун переизбрания Ельцина на второй срок. Время было трудное, мутное, голодное и жуткое, и для прославленных школ в том числе, а потому мое восприятие учебы там замызгано, конечно же, замызгано слякотью подлой эпохи.

Помнят выпускники моих лет по какой-то парадоксальной избирательности памяти не тех учителей

Мы все тогда, учителя и ученики, жались друг к другу в трех кубиках на Кременчугской, как в некоем оазисе разума и света посреди сгущающихся сумерек, и тем отчаяннее жили нашей внутренней жизнью, чем страшнее и непригляднее была жизнь внешняя.

Радостей от этой внутренней жизни мы пытались брать по максимуму: в школе не прекращались КВНы, турниры «Что? Где? Когда?», спектакли и конкурсы бардовской песни, дни Святого Патрика и Святого Валентина, дискотеки и бурные подростковые романы.

Москвичи наряду с интернатскими, преподаватели наряду со школьниками толклись в корпусах у Сетуни с утра до ночи и с ночи до утра, и все утопало в каком-то злом и веселом, лихом и тоскливом, бездумном и мрачном угаре.

Собственно учебный процесс – все еще колмогоровско-кикоинский, традиционный, с математикой-физикой на уровне первых курсов вузов, практикумами в лабораториях МГУ, кружками по решению олимпиадных задач, турнирами юных физиков, историей Античности, историей Отечества и латынью – шел как-то скромно, как-то маргинально, как-то на заднем плане.

Главным для подавляющего большинства был, конечно, не он, и школьными звездами были, конечно, не редкие олимпиадники-международники, затесавшиеся в школу по инерции десятилетий – их и имен практически никто не знал.

Знали весельчаков, балагуров, умеющих взять гитару да сбацать «Мамочку» на мотив Yesterday или «Мой фантом, как пуля, быстрый, в небе голубом и чистом смело набирает высоту». Под гитару, а не над книжками, и просиживали вечера напролет. Зная, конечно, зная, что не пропадем: на профильные факультеты МГУ в те времена из СУНЦ брали без экзаменов, по рекомендациям.

У меня до сих пор не получается равнодушно, без зуда поруганной справедливости воспринимать это по любым меркам жирное конкурентное преимущество, дававшееся по одному факту принадлежности к школе.

Наш набор был объективно слаб: у приемной комиссии банально не было денег проездиться, как завещал Колмогоров, по России и набрать действительно лучших студентов, большая часть мест была занята абитуриентами из Московской области, часто не бывшими из лучших даже в своих родных, не самых сильных школах.

Для примера: в моем, химическом, классе за два года обучения (10–11-й классы) не было ни одного не просто призера – дипломника даже городской олимпиады по химии, не говоря уже о всероссийской. Ровно половина класса провалила как предварительные, так и официальные, июльские, вступительные экзамены на химфак МГУ.

Однако в результате на химфаке оказались все – по рекомендациям, выданным таки заведующим кафедры химии в СУНЦ, который не мог, совершенно не мог не порадеть родному человечку, тогда как мне знакомы люди, куда более ярко выступавшие на региональных олимпиадах и куда меньше баллов не добравшие на вступительных, которые пролетели мимо МГУ.

И никакой коррупционно-взяточнической подоплеки там, конечно, не было и тени: все делалось по доброте душевной, по невозможности сдать своих детушек, чтоб тараканище внешнего мира их за ужином скушало.

Удивительно, но эта доброта, давшая многим не вполне заслуженные путевки в успешную, безбедную жизнь, практически ни в ком не снискала ни сколько-нибудь выраженной благодарности, ни ясных оценок.

Она просто забылась, растворилась в воздухе: через много лет одна из облагодетельствованных одноклассниц, живущая в Америке, трудящаяся в одной из нефтяных компаний, в ответ на сообщение о смерти того самого заведующего кафедрой во время аномальной московской летней жары десятого года не нашла иных слов, кроме равнодушного «ну, он пил...».

Нет, он не пил. А даже если бы и пил, без его помощи не было бы ни университета, ни нефтяной компании, ни Америки. Не помнит, не хочет помнить...

Вообще помнят выпускники моих лет по какой-то парадоксальной избирательности памяти не тех учителей – а их было очень много, страшно много, особенно если принять во внимание нищету тогдашних учительских зарплат! – что честно вкладывались, и без халтуры готовились к занятиям, и тянули нас вверх подчас ценой собственного здоровья (сердечный приступ пережил учитель физики Спажакин Владимир Анатольевич, через неделю после перелома ноги вышел на работу учитель истории Отечества Орлов Александр Сергеевич, тяжеленные сумки с собственными Плутархами и «Илиадами» возила для нас через всю Москву учитель истории Античности Бобровникова Татьяна Андреевна).

Нет, помнятся всем почему-то исключительно яркие харизматики.

Действительно, организм школы, ее самозамкнутость, ее имитативная семейственность, ее благополучная приподнятость над житейским морем, а также разнообразие ее внеурочной жизни создавало для харизматиков из учителей, а еще больше – для занятых делами собственно интерната воспитателей, прекрасную питательную среду.

Походы, поездки, и особенно комнатные посиделки дотемна ткали канву тонкой задушевности, разных, а оттого остро волнительных степеней близости, нюансированных взаимозависимостей.

Индоктринировались исходящим из учительских уст не просто охотно – страстно, наизусть заучивали Юлия Кима: «Ах, правое русское слово! Луч света в кромешной ночи! Пусть будет повсюду хреново, но все же ты вечно звучи!», рыдали над его судьбой (хотя, казалось бы, чего уж там особенно-то трагичного), забывая о собственных бьющихся как рыба об лед в этот самый момент родителях где-нибудь в Электростали или Старом Осколе и немалой роли собственно Кима и иже с ним в таком кульбите родительской судьбы.

Эта индоктринированность оказалась удивительно живуча: выпускники и через двадцать лет склонны были оправдывать существование своей школы хотя бы тем, что, получив в ней образование, можно уехать на Запад.

Действительно, и спасти захочешь друга, да не выдумаешь как. Спасает только то, что в массачусетсах о наших ФМШ знают все еще немного. Да и незачем им знать.

Вам может быть интересно

Симоньян предположила убийство Беннетта за правду о войне на Украине
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?