Мнения

Татьяна Шабаева
журналист, переводчик

Догнали и «простили»

19 мая 2016, 15:20

Фото: facebook.com/tatiana.shabaeva

Прокуратура Челябинской области отменила постановление о возбуждении уголовного дела против учительницы Татьяны Порсевой, дававшей домашние задания и ставившей оценки первоклашкам, и сделала это с примечательной формулировкой:

Российский учитель по определению – еще даже до углубления в содержание его работы – сугубо зависимый человек

«В связи с широким общественным резонансом… в прокуратуре Челябинской области изучены материалы уголовного дела, возбужденного в отношении педагога одной из школ г. Златоуста по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 156 УК РФ. В ходе изучения материалов в порядке надзора установлено, что материалы не содержат в себе достаточных данных, указывающих на признаки преступления…»

В этих казенных фразах бездны смысла. Первое, что следует усвоить всей российской публике,  вот это «в связи с широким общественным резонансом». Есть широкий общественный резонанс – будет изучение материалов уголовного дела. Нет резонанса – изучение материалов может быть отложено на неопределенный срок.

Последовательность «сперва изучение материалов, а потом возбуждение уголовного дела» кажется утопией. В одном из педагогических сетевых сообществ, обсуждающих произошедшее, учитель мрачно пошутил:

«Я совершенно не понимаю: зачем они сделали публичное заявление о возбуждении уголовного дела?! Рыли бы себе потихоньку, тягали училку на допросы – глядишь, как-нибудь ее бы сломали, после чего и явили миру нового Чикатило в юбке! Если бы уж так надо было сообщить об этом деле – так ограничились бы только упоминанием о жестоком обращении, без расшифровки, в чем оно заключалось».

А может, это не шутка. Если такие «хитроумные следователи» есть – публика о них и не знает. Далеко не все тайное становится явным – напротив, нам известно лишь о том тайном, которое явным стало.

Голодный учитель – не учитель (фото: ТАСС)

Ведь, по сути, в «деле о домашних заданиях» ничего не прояснилось. Да, Татьяна Порсева – одна из самых известных и заслуженных учителей Златоуста, в связи с чем за нее вступился не только «общественный резонанс», но и, вероятно, кое-кто поконкретнее.

В частности, руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина заявил, что «она хотела как лучше», просто могла быть не обеспечена достаточными знаниями в области психологии. А Исаак Калина – не тот человек, который обыкновенно принимает близко к сердцу происходящее в провинциальной школе.

Но дело, разрушившись, осталось висеть в воздухе, как смог. Кричала Порсева на учеников или нет – к этому в данном конкретном случае решено не придираться. А вот за домашние задания и оценки учителя все равно накажут, ведь за это почему-то положено наказать. Дисциплинарно и, может, ради такого случая чисто формально – однако в очередной раз будет сыграна ролевая сцена по сказке Щедрина «Орел-меценат».

Бежала мышь по своим делам, на нее налетел орел, скомкал и… простил. «Отчего же орел «простил» мышь, а не она простила его?» – этому вопросу в нынешнем году стукнуло сто тридцать лет.

Действительно, перенесемся на сто лет назад.

Русского философа Василия Васильевича Розанова, который работал учителем истории и географии в провинциальных российских городах, можно цитировать километрами – все будет знакомо до зубовного скрежета.

Вот выдержки из короткой заметки «Помощь учителю» (1902): «Из всех решительно наших министерств министерство народного просвещения отличалось очень долгое время наибольшею отвлеченностью и, так сказать, «предначертательностью»…

Одно только школьное ведомство… более интересовалось воззрениями Германии, чем России, на вопросы воспитания и обучения, программы и урока. Известно, что когда были составлены программы гимназий в 1871 г., то они были посланы, с просьбою дать отзыв и заключение, к выдающимся представителям германской университетской науки, но ни к одному русскому ученому и педагогу, среди которых числился Пирогов, Буслаев, Тихонравов, Боткин, Бутлеров, Менделеев, С.М. Соловьев, Кавелин, Вышнеградский, Бредихин и др.; ни к одному из них эти «соображения» и «предположения» министерства не были посланы на просмотр…

Детей наших учит учитель, и мы хотели бы его именно увидеть, а не окружных инспекторов, бывающих в гимназиях наездом, и не помощников попечителя и самих попечителей, наблюдающих собственно за бумажным делопроизводством министерства и тоже крайне редко видящих детей наших и почти вовсе не показывающихся в гимназиях…

О подавлении индивидуальности в ученике много писали, много болели, и никто не вспомнил, что в основе этого лежит еще неизмеримо сильнейшее давление на индивидуальность учителя, которая стерта гораздо еще сильнее, чем у ученика».

Что изменилось? Да то только, что нет или почти нет уже в нашем обществе «людей огромного авторитета и значительности», уровня Пирогова, Боткина, Менделеева…

Все уже было. Уже началась феминизация русской школы: перед Первой мировой войной в Московской губернии 4/5 учителей земских школ составляли женщины, в Ярославской – 85%, во Владимирской – 72%.

Если городской учитель имел хоть какое-то положение, то «правом» сельского учителя была его полная зависимость ото всех, он был фактически предоставлен милости местных жителей. «Нет самой мелкой административной сошки, которая бы не считала себя вправе помыкать учителем»,  цитирую журнал «Школа и жизнь» 1914 года. В 1915 году этот журнал публиковал выдержки из писем учителей: учитель получает меньше чернорабочего – в день 1 руб.», «нельзя забывать, что голодный учитель – не учитель»

Казалось бы, здесь очевиден прогресс. Но подобно тому, как до революции труд городских учителей ценился вдвое выше, чем сельских, сегодня разрыв в учительских зарплатах по великой России может быть вчетверо.

Обосновывается это тем, что где-то учитель может прожить чуть ли не на подножном корму, а в столице не может, но фактически такая пропасть означает, что между учителями по огромной стране нет солидарности, и даже самые поползновения на солидарность весьма затруднены, ведь львиную долю (от 20 до 40%) учительской зарплаты составляют всевозможные надбавки, которые начальство может дать, а может не дать.

Это значит, что российский учитель по определению – еще даже до углубления в содержание его работы – сугубо зависимый человек, который прекрасно знает, что может быть хуже.

«Вы были в деревенской школе? Вы видели, как большинство учителей свои деньги отдают в столовую, чтобы учеников кормили, т.к. мамашки бухают... Как классные за свои деньги покупают ручки с черными гелевыми стержнями для учеников для проведения краевых контрольных. Как те же классные за свои деньги для этих контрольных покупают бумагу и распечатывают бланки за свой счет…

Когда сюда привезли в лагерь из Норильска сирот из детдома на лето, а потом не забрали обратно (типа денег нет), то эти «нелюбящие никого» учителя разобрали на зиму себе этих детей до лета следующего. Вы проводили по несколько занятий бесплатно после уроков со сдающими ЕГЭ? В Москве репетиторы за это берут по «косарю» и больше… Я могу еще много писать, да в зажравшейся Москве, где за 30 тыс. уже 15 лет назад никто не хотел работать, этого не понять.

Пишите и показывайте по своему сатанинскому телевидению что угодно. Нам наплевать. Настоящая Россия не в Москве. Настоящая Россия находится далеко за ее пределами». Это письмо не из 1916-го, а из 2016 года. Не самое важное, сколько в этих эмоциях фактической правды, – важнее, что они искренние, для пишущего это «так выглядит».

Каким было положение учителя на излете СССР? В книге Н.А. Беловой «Повседневная жизнь учителей» читаем: «К 1976 году феминизация школы достигла 96% для начальных классов, 95% – для 5-7 и 85% – для 8-10... Неблагоприятным обстоятельством роста феминизации профессии явилось растущее число одиноких педагогов... Удельный вес разводов в учительской среде намного превышал средний показатель в СССР...

В 1980-е годы советские учителя на работу в школе тратили примерно 6 часов в день, подготовка к урокам, проверка тетрадей занимала еще 2,5 часа, на общественную работу, повышение квалификации и прочие административные дела  еще 3,5 часа в день (в т.ч. общественная работа – 2 часа)…», при этом учительская зарплата даже после повышения 1986 года была одной из самых низких по стране.

В январе 2015 года мне довелось попасть на заседание учителей Ленинградской области – из не бог весть как обустроенных городков вроде Тихвина. С удивлением я обнаружила: учителя с ностальгией говорят о 90-х.

Звучали даже слова, что они только тогда и были счастливы. Когда зарплату вообще, случалось, не платили месяцами! И все же они тосковали – тосковали по той самой, желанной еще Розанову, учительской индивидуальности. Тогда, по их словам, она была.

А нынче – всепоглощающая отчетность. Нам может нравиться или не нравиться, но это обычное дело: от США до Финляндии учителя считают относительную независимость своего труда фактором даже более важным, чем заработная плата. Выходит, что в России это реализуется только в условиях разрушения государства – или в виде дарованного исключения «для элитных школ».

То и другое – совершенно бесперспективно, и в 2016 году, как в 1916-м, учитель обречен тихонько хлопотать по своим делам, надеясь, что пролетающий орел его не заметит… или заметит, но «простит».

Вам может быть интересно

ВС России освободили Новобахмутовку в ДНР
Темы дня

Визит Блинкена обнажил слабость США перед Китаем

Ни одно из высокопоставленных официальных лиц Китая не пришло в аэропорт провожать госсекретаря США Энтони Блинкена, так бесславно закончившего свой визит в КНР. Почему важнейшие для Вашингтона переговоры закончились по сути провалом, что требовал Блинкен от Китая по поводу отношений с Россией – и какие проблемы мешают США давить на Китай?

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

В Авдеевке обнаружили захоронения мирных жителей со следами пыток

The Washington Post: Зеленский преуменьшил настоящие потери ВСУ на поле боя

Эксперт Бундесвера: Путин верно предсказал усталость Запада от Украины

Новости

Опубликованы кадры эвакуации трофейного танка Abrams из зоны СВО

Журналист Владимир Соловьев показал видеокадры того, как подбитый американский танк Abrams впервые эвакуируют из зоны спецоперации.

Полянский пригрозил Литве «жалостным нытьем» из-за Крымского моста

Заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский осудил угрозы в адрес Крымского моста, прозвучавшие со стороны экс-главы МИД Литвы, который сейчас является послом этой страны в Швеции, Линаса Линкявичюса.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

В Казахстане прокомментировали данные о передаче самолетов для нужд ВСУ

Казахстанская компания «Казспецэкспорт» не продавала 117 списанных военных самолетов Украине, следует из сообщения фирмы.

Член сборной Украины по рукопашному бою сбежал в Россию (видео)

Член сборной Украины по армейскому рукопашному бою Сергей Кузнецов сбежал с чемпионата Европы в Польше и транзитом через Чехию добрался до России.

СМИ: Россия может создать новое оружие из трофейной техники НАТО

ВС России могут использовать захваченную на Украине трофейную технику НАТО для разработки нового вооружения и совершенствования своих бронемашин, сообщает Defense TV.

В ФРГ отреагировали на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Солиста «Коррозии металла» Троицкого привезли в суд

Солиста группы «Коррозия металла» Сергея Троицкого доставили в Нижегородский районный суд, где будет решаться вопрос о наказании за демонстрацию нацистской символики.

Песков назвал участь Зеленского предрешенной

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что участь президента Украины Владимира Зеленского предрешена.

Макрон порассуждал о применении ядерного оружия

Президент Франции Эмманюэль Макрон выступил за начало дискуссии о будущем европейской обороны, включая ядерное оружие. Об этом он заявил в беседе с французской молодежью.

Украинского студента МГУ арестовали за поддержку ВСУ

Суды в Москве назначили 46 суток административного ареста студенту факультета фундаментальной медицины МГУ, гражданину Украины Сергею Гулько, который публиковал проукраинские лозунги и оказал сопротивление полиции.

В Латвии признали невозможность отказаться от российских лекарств

Министерство здравоохранения Латвии не поддерживает предложение депутата Сейма Угиса Митревица о запрете закупок лекарств из России и Белоруссии для государственных и муниципальных нужд, сообщает телеканал TV3.
Мнения

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Нигде в мире юбилей философа Канта не отмечается с таким размахом, как в России. Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?