Ежегодная прямая линия президента России Путина началась с вечного российского вопроса о дорогах. Причем не абстрактных, а вполне себе конкретных – дорогах Омска.
Может, помните, еще Варламов с надрывом клавиатуры писал: «Покормите Омск!»
Положить за сутки четыре квадратных километра асфальтобетона – это много
А потом у него был еще один нашумевший пост о том, насколько все в Омске плохо. И еще один пост, и снова об Омске. «Омск хорош тем, – рассуждает известный блогер, – что это город возможностей. В Омске есть мэр Двораковский, в Омской области есть губернатор Назаров. И у первого, и у второго есть возможность уйти в отставку».
В Омске я был несколько раз и в части вопроса «кормления Омска» мнение Варламова поддерживаю целиком и полностью – кормить действительно надо. Но раз уж первым лицом страны подобное принципиальное решение принято, кормить надо правильно, чтобы все попадало туда, куда нужно, и в том объеме, в котором положено, а туда, куда не положено, ничего и не попадало.
После прямой линии с Владимиром Путиным, начавшейся с жалобы жительницы о качестве дорог в городе, местные власти в срочном порядке отрапортовали о начатом ими ударном ремонте дорог. Все федеральные СМИ облетели кадры улицы, закатываемой в асфальт. Тем самым в федеральных СМИ тема себя исчерпала – справедливость восторжествовала.
По утверждению администрации города, общая площадь ремонта за первые сутки составила четыре тысячи квадратных метров. Уложено было почти 370 тонн асфальтобетона, использовано свыше 700 тонн инертных материалов, о чем радостно сообщил нам сайт мэрии.
Далее на сайте были перечислены отремонтированные улицы.
Сказать, что меня удивил произведенный ремонт, значит не сказать ничего. Положить за сутки четыре квадратных километра асфальтобетона – это много. Тем более что сам материал обычно используется не для ямочного ремонта, а для полноценной укладки дорожного покрытия, следовательно, требует для своей укладки серьезных подготовительных работ.
Задача это нетривиальная даже для Новосибирской области, где не в пример лучше состояние автодорожной инфраструктуры. Например, по словам председателя общественного совета при министерстве транспорта Новосибирской области Алексея Носова, в пик ямочного ремонта по всей области могут положить до 700–800 квадратных метров асфальта в сутки, при этом задействованы десятки единиц дорожной техники, десятки подрядных организаций и сотни дорожных рабочих.
Как удалось выйти на подобные суточные показатели Омску, мне было непонятно. А потому я решил изучить «омскую аномалию» на месте.
По прибытии в город я взял с сайта администрации список улиц, на которых в день пресс-конференции производились работы, и на машине отправился их объезжать. Напомню, что это были улицы Серова, Дианова, Кирова, Фрунзе, Богдана Хмельницкого, Новокирпичная, Машиностроительная, Прибрежная, Гашека, Шебалдина, Волховстроя, 10-я Ремесленная, проспект Мира.
К моему изумлению, объехав все их, за исключением 10-й Ремесленной и Прибрежной, я не обнаружил значительных объемов произведенных там ремонтных работ. Да и вообще, судя по увиденному мною на улицах вне этого списка, к полноценному ремонту транспортных магистралей в городе еще не приступали.
При этом за всю многочасовую поездку мне удалось увидеть лишь три бригады дорожных рабочих. Две из них укладывали асфальт непосредственно в дорожные ямы, слегка прикатывая его допотопным ручным катком (что, положа руку на сердце, даже на ямочный ремонт не особо тянет), а одна бригада, работавшая на мосту, укладывала в ямы битый кирпич.Повторюсь еще раз: 370 тонн асфальтобетона – это примерно 41–42 КамАЗа. Этот объем, если верить сайту администрации, за один день уложили на улицы Омска.
Допустим, в пресс-службе отнеслись к своей работе халатно и неправильно: указали перечень отремонтированных улиц, и этот асфальт лежит где-то в другом месте. Но тогда где? Объехав весь город, я так и не смог для себя ответить на этот простой вопрос.
Второй вопрос, кто именно эту работу делал, каким количеством техники и людей. И главное, когда проходили торги на производство данных работ?
Теперь поговорим об инертных материалах. 700 тонн – это также довольно большой объем (78 КамАЗов), учитывая, что значительная часть инертных материалов традиционно завозится из карьеров, расположенных в других регионах: также хотелось бы понять, откуда они были завезены и куда были израсходованы.
Я оптимист, и мне искренне хочется верить, что этот асфальт и был уложен на улицы Омска, а не на автостраду к дачам чиновников – просто мы пока не можем его найти. В противном случае нужно задавать совсем другие вопросы, и уже не журналистам.
Даже если все это просто чья-то плохая работа и мэра «подставили», то оставлять подобные вещи без внимания также нельзя, иначе «омская аномалия» может повториться с куда большим размахом.