Три года, прошедшие с инаугурации Владимира Путина, знаменуют середину его нынешнего президентского срока – своеобразный «экватор», который отделяет страну от результатов следующих выборов.
Тех целей, которые поставлены в майских указах, стране все равно придется достигать – рано или поздно
Одновременно 7 мая 2012 года стало важным маркером для современной российской управленческой модели: сразу после вступления в должность президентом были подписаны 11 программных – так называемых майских – указов.
Эти указы стали первым не просто публичным, но и юридически значимым, четко зафиксированным в официальных актах обязательством власти на весь период реализации президентом своих полномочий. По всему спектру отраслей – от социальной сферы до внешней политики – были сформулированы конкретные, осязаемые и измеримые результаты, достижение которых к следующим выборам провозглашалось ключевой задачей всей системы вертикали власти.
Тогда трудно было прогнозировать, как будет развиваться ситуация в стране, какова окажется международная обстановка, с какими вызовами придется столкнуться россиянам – тем не менее Путиным была взята на себя персональная ответственность за амбициозные приоритеты России, ставшие после этого безусловными и не подлежащими пересмотру.
В прошедшие три года политика Путина вышла на принципиально новый уровень, качественно отличающийся от его прежних сроков в 2000–2008 гг. На смену умелому балансированию между вариативными подходами в отдельных вопросах пришло последовательное и устойчивое продвижение по «рельсам» публично обозначаемых стратегических приоритетов.
Одним из первых шагов стала всеобъемлющая национализация российских элит, основанная на предотвращении возникновения ситуаций персональной зависимости отечественных политиков и чиновников от интересов внероссийского происхождения. Сегодняшняя ситуация внешнего давления еще раз подтверждает обоснованность и своевременность принятых тогда мер.
Детальная политическая реформа с вариативностью губернаторских выборов (напрямую и через региональные парламенты) и выработкой критериев для политических партий и самовыдвиженцев на различных уровнях выборов сформировала четкий механизм не от выборов к выборам, а постоянной, воспроизводящей и поисковой работы всех элементов политической системы страны.
Реализация масштабных государственных проектов позволила не только провести на безупречном уровне крупные международные события, но и совершить имеющий сильное стимулирующее значение скачок в развитии соответствующих регионов (Приморский край после АТЭС-2012, Татарстан после Универсиады-2013, Краснодарский край после Олимпийских игр в Сочи в 2014 году).
Эпицентром прошедшей трехлетки стала, безусловно, Крымская весна – возвращение в Россию Крыма и Севастополя. Возникших на ее волне чувств национального подъема, веры в себя и свою страну, справедливости и сбывающихся надежд современная Россия не знала уже многие десятилетия.
Впервые реальная политика государства и интуитивные устремления граждан совпали и сформировали небывалое единство народа и власти, открывающее широкие и долгосрочные возможности для эффективного совместного развития.
Крымский консенсус как будто перезагрузил национальное самосознание, заставил людей вновь поверить, что именно от них зависит судьба страны и именно их выбор лежит в основе любых государственных решений.
Та поддержка, которую россияне весь этот год оказывают своему лидеру, ставит в тупик многих аналитиков: беспрецедентный рейтинг президента Путина, бьющий рекорд за рекордом, вымывает любые попытки представить умозрительные схемы, выходящие за рамки констатации самого простого факта: именно так и проявляется доверие общества власти.
Несмотря на всю политическую громкость подписанных 7 мая 2012 года указов, они являются не «блажью» власти, а осознанной и четко сформулированной необходимостью для обеспечения долгосрочного и устойчивого развития всей России.
Без решения тех задач, которые перечислены во всех 11 указах, говорить о самодостаточности страны, ее способности обеспечивать благополучие своих граждан будет весьма проблематично. В этом смысле майские указы – безусловная стратегия развития России, основа, на которой формируются все решения и действия правительства России и всех других органов государственной власти.
В частности, именно на основе майских указов были разработаны и приняты ключевые документы, определяющие развитие России в среднесрочной перспективе – на период до 2018–2020 гг. – основные направления деятельности правительства и государственные программы Российской Федерации.
На сегодняшний день все они продолжают исполняться, несмотря ни на какие изменения конъюнктурного характера. Как следствие, на них ориентируется ежегодно принимаемый бюджет.
Та не всегда благоприятная ситуация, которая складывается в экономике, конечно, не может не отражаться на планах развития, однако тем и отличается долгосрочная стратегия, что она не должна пересматриваться под воздействием сиюминутных сложностей, которые неминуемо всегда будут возникать и при этом оказывать краткосрочное влияние.
Страна определила свои ключевые приоритеты, и никакие внешние турбулентности не должны отодвигать ее от намеченного курса. Именно об этом Путин говорил недавно, отвечая на вопрос об изменчивости внешней среды для исполнения указов: чуть раньше, чуть позже, но все заявленные цели должны быть исполнены, это все равно необходимо всем нам.
Та ситуация, которая сложилась в современной экономике, непростая и требует выверенных и порой довольно быстрых мер государственного реагирования. Однако, во-первых, как уже отмечено, они происходят здесь и сейчас и не отменяют поставленных долгосрочных задач, во-вторых, у России уже есть опыт преодоления экономических трудностей и в более сложных обстоятельствах (это и проблемы 1990-х, и кризис 2008–2009 гг.), которые не препятствовали движению вперед.
В-третьих, тех целей, которые поставлены в майских указах, стране все равно придется достигать – рано или поздно. Просто чем раньше это произойдет, тем выше у России будет иммунитет к следующим трудностям, которые все равно неминуемы – нам никогда не было легко, – тем скорее можно будет выходить на новый, более качественный и высокий уровень развития, который тоже на самом деле для России неминуем.
Даже если в текущем планировании, в том числе бюджетном, насущные или даже чрезвычайные обстоятельства заставят оперативно перераспределять ресурсы, все это будет носить исключительно временный характер и говорить о том, что нужно будет еще интенсивнее вести работу, чтобы обеспечить выполнимость заявленных приоритетов.
Никто с министров, губернаторов, других руководителей ответственность за достижение показателей майских указов снимать не будет. Цели, поставленные в майских указах, содержащиеся в них показатели – неизменны. Те, что уже достигнуты (например, значительное продвижение России в глобальном рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business или растущие позиции российских вузов в мировом образовании), обязательны к дальнейшему исполнению.
Даже если и будут востребованы корректировки по срокам – исключительно в силу усложнения, большей детализации ключевых приоритетов (в частности, с учетом новых подходов по импортозамещению в промышленности, ОПК, сельском хозяйстве).
Через следующие три года власти придется отчитываться перед обществом за то, как она смогла реализовать поставленные приоритеты. Персональное обязательство президента Путина не оставляет выбора: у страны не будет иного шанса выполнить тяжелую и кропотливую, но действительно необходимую работу.
Уже прошедшие три года показали, что национальный запрос для этого имеется и способности к мобилизации не утрачены. А исторический опыт свидетельствует, что внешние вызовы – лишь дополнительная гарантия неизменности и, в конечном счете, результативности выбранного пути.