Мнения

Владимир Тимонин
проректор по развитию Университета машиностроения

Вузам нужны лидеры изменений

18 марта 2015, 16:05

Фото: из личного архива

В спорах о проблемах инженерного образования в России часто сравнивают нынешнюю ситуацию с той, что была в СССР. Эти сравнения некорректны: в СССР инженерное образование было структурным элементом и функцией национальной экономики.

Подготовка должна стать прикладной и ориентироваться на запросы конкретной индустрии

Образование выстраивалось напрямую из государственных задач: создавались предприятия оборонно-промышленного комплекса, и им нужны были люди – так что кадры готовились под конкретные рабочие места.

Сегодня все работает иначе. Образование перестало быть функцией подготовки человека для определенной должности или рабочего места: подготовка к работе на самом технологичном производстве может быть проведена за несколько месяцев, для этого не нужно учиться пять лет.

Работники быстро проходят подготовку в корпоративных академиях, на вводных тренингах или в процессе работы у наставников. Сложным вещам – например, программированию станков ЧПУ – приходится учиться полгода, но все же не пять лет.

Смысл профессиональной подготовки, в том числе в рамках высшего образования – в том, чтобы «на выходе» получался человек, который может сразу встроиться в инженерный бизнес-процесс. Логично ожидать, что сроки обучения таких специалистов будут «схлопываться»: предприятие оборонно-промышленного комплекса не будет ждать пять лет, пока выучится нужный специалист.

Подготовка должна стать прикладной и ориентироваться на запросы конкретной индустрии, и если в вузе есть хорошая административная команда, которая сделает нужный образовательный «продукт» и встроит его в окружающую индустриальную систему, то все получится.

Здесь важно тесно работать с отраслевыми работодателями и давать обучающимся те компетенции, которые у них востребованы. Для этого существует, в частности, программа «Новые кадры ОПК», смысл которой в том, чтобы вузы и предприятия оборонно-промышленного комплекса совместно создали новые образовательные программы и работающие алгоритмы быстрого обучения целевых специалистов.

На некоторых направлениях подготовки циклы отраслевых изменений более глобальные и долгие, и здесь уже требуется погружать студентов в проектную деятельность и готовить к работе с конкретными инженерными продуктами, чтобы выход на работу не ставил их в тупик. Вопрос в том, как это делать: очень мало людей, способных перестраивать образовательные процессы под новую реальность.

Об отличиях между фундаментальным образованием и профессиональной подготовкой

Задача высшего образования – не просто дать специальность, но из вчерашнего школьника вырастить человека. Человека с объемной картиной мира и компетенциями, которые дают ему возможность жить в современном мире, где в жизнь каждого вмешиваются глобальные процессы, миром руководят «голубые фишки» и курсы валют, а сложные технологические проекты вовлекают тысячи инженеров из разных стран, реализуются за несколько месяцев и приносят миллиардные прибыли. В отличие от профессиональной подготовки, современное высшее образование должно формировать, воспитывать и развивать.

Как подготовить человека к жизни в обществе, где лидером становится не тот, кто хорошо проектирует, а тот, кто умеет и проектировать, и коммуницировать, постоянно учиться, реализовывать идеи на стыке дисциплин, ставить цели, объединять людей для достижения этих целей?

Имеющаяся система высшего образования этих задач не выполняет: напротив, оно по старинке замыкает людей в рамки, и в этой среде деятельные люди, способные мыслить свободно, появляются скорее вопреки правилам.

Начать хоть что-то делать

На мой взгляд, самая большая проблема – не в том, чтобы выбрать «самый правильный» вектор развития инженерного образования в России, а в том, что вузы должны хоть что-то делать, развивать хоть какую-нибудь свою концепцию. Только тогда будет понятно, что работает, а что нет.

Но, к сожалению, большинство вузов ограничиваются разговорами. Очень много ярких, популистских проектов. Государство нуждается в них для пропаганды инженерного образования и высшего образования в целом, но, к сожалению, в погоне за пиаром и быстрой медиареакцией теряется суть происходящего. Много средств было вложено в развитие инженерных центров, в покупку оборудования, которое потом не используется.

Почему так получается? Потому что эти проекты не становятся частью экосистемы, остаются чужеродным и нежеланным элементом в вузе. Любую здравую идею вуз может адаптировать таким образом, чтобы она казалась рабочей, а на самом деле была лишь внешней формой. Это своего рода печальный талант современных российских образовательных учреждений.

И все же жизнь быстро показывает, какие проекты утопичные, какие популистские – и какие, наоборот, жизнеспособны. В мире много площадок, которые позволяют сравнить качество национального образования и увидеть, где оно лучше «работает», например международные инженерные соревнования.

И все же первый критерий качества образования – это уровень развития промышленности, и пока он такой, как сегодня, система инженерного образования и профессиональной подготовки требует огромной работы.

О кадровом вопросе и вузе как работодателе

Все понимают: систему нужно перестраивать. Но кто будет это делать? Есть немногочисленные идеологи, но людей, готовых разрабатывать и внедрять новые форматы образования (а не только говорить о них), гораздо меньше. Нет ни одной причины, почему тот или иной вуз не мог бы перестроиться: стандарты дают для этого достаточно свободы, но ей никто не пользуется. Очевидно, инициатива должна исходить «свыше».

Вузам нужны лидеры изменений, которые не только понимают, что нужно делать, но и имеют достаточно энергии и упорства, чтобы этим заниматься. Увы, образование перестало быть сферой, куда идут работать успешные, вдохновенные и энергичные люди.

В 90-е годы система развалилась, работать в ней стало непрестижно, многие перспективные люди из сферы образования ушли – и она превратилась в инертную, неживую среду с низкими зарплатами. Динамичные и активные люди в такой среде не появляются – разве что одиночки-энтузиасты, из которых не выстроить систему.

Для того, чтобы в образование пришли работать квалифицированные и адекватные люди, в ней прежде всего должен быть достойный уровень зарплат. Если мы оценим ситуацию с позиции государства, то увидим, что вопрос финансирования действительно должен быть пересмотрен: сегодняшняя сеть учреждений избыточна, а качество и производительность труда очень низкие.

Повышение производительности возможно за счет консолидации бюджетов, уменьшения сети филиалов и укрупнения вузов: это высвобождает средства, которые можно направить на развитие точек роста и тех вузов, в которых появляются лидеры развития и изменений.

Это тяжелая и несвоевременная проблема. В условиях кризиса оптимизация будет непопулярной и дестабилизирующей мерой: в системе образования заняты сотни тысяч людей, а для повышения качества образования необходимо пересмотреть их состав. Это болезненно, но качество любой системы – и перспективы ее развития – определяются качеством (и качествами!) тех людей, которые в ней работают.

Это очень актуальный вопрос и непосредственно для нас: Университет машиностроения – «генетически» автомобильный вуз – сегодня постепенно превращается в большой многофункциональный «политех», поскольку к нему присоединяют вузы разного профиля.

Синхронно перестраиваются одновременно несколько структур, и это сложнейшие процессы взаимодействия на уровне администраций, профессорско-преподавательского состава, даже на уровне расписания звонков на лекции. Перед началом нового учебного года все преподаватели на равных условиях примут участие в конкурсе на замещение должностей в структуре объединенного вуза, и останутся только лучшие из лучших.

О проектном обучении и настоящих инженерных соревнованиях

Сегодня модно говорить о проектном обучении, и этими словами называют все что душе угодно. Создал бумажный самолетик – и это уже проект. Ватерлиния неочевидна: ее можно определить только по уровню развития технологий.

Создание инженерной экосистемы в вузах – основная задача в высшем техническом образовании

Если мы видим, что топовые инженерные проекты в мировой робототехнике для студентов – это создание робототехнических прототипов с элементами искусственного интеллекта и с компьютерным зрением, то назвать робототехническим проектом робота из детского конструктора будет неправильно, хотя формально все элементы «проекта» он содержит.

Важно держать в уме основную цель образовательного инженерного проекта: получение студентами профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Есть известная во всем мире концепция CDIO, суть которой в том, что инженерный проект – это проект, в котором участвует команда студентов – не просто несколько человек, но система взаимосвязанных элементов-специалистов.

Они ставят перед собой цель и достигают ее во взаимодействии, проходят полный цикл создания инженерного продукта от идеи до разработки, создания и продвижения. И это работает: среди «продуктов» современных студенческих соревнований есть машины, которые ставят мировые рекорды.

Скажем, команда студентов из Цюриха разработала электромобиль, которому нужно чуть больше двух секунд, чтобы разогнаться до 100 км в час. Это студенческий проект, и он – топовый.

О выращивании экосистемы и инженерных соревнованиях

В спорах о том, как вырастить в вузе инженерную экосистему – питательную среду для молодых специалистов – мы часто пытаемся изобрести велосипед, а ведь создать такую систему в вузах – основная задача в высшем техническом образовании на ближайшее время.

Такой опыт есть у вузов разных стран, и изучить эти решения не значит слепо перенять чужой опыт: исходные условия у нас очень разные, а экосистема не подлежит экспорту или импорту, она слишком объемна и многосоставна, выращивать ее надо самим. Мы можем брать на вооружение отдельные идеи, но вырастить нечто работающее получится только методом проб и ошибок.

Там, где живая экосистема есть, уже не нужно говорить о ватерлинии студенческих проектов: должный уровень поддерживается естественным образом при наличии экспертного сообщества. Главный принцип существования экспертного сообщества – это самоорганизация, и здесь мы оказываемся лицом к лицу с трудной задачей, учитывая конкуренцию и ревность между вузами в России – причем вовсе не в отношении инженерии, а в отношении «статуса».

Как кейс можно привести международные студенческие соревнования «Формула Студент», для которых наши вузы сначала внутри себя создавали команды, а потом погрузились в международную среду инженерных соревнований и начали развиваться – с разной скоростью и динамикой.

В атмосфере горячих дискуссий и даже некоторой вражды и ревности между вузами начало создаваться сообщество; время покажет, как оно будет развиваться. Для университета машиностроения «Формула Студент» стала флагманским проектом: сегодня у нас есть почти восьмилетний опыт работы с ним.

Нам удалось создать среду, где студенты могут раскрывать свой потенциал, работая над инженерным продуктом, у нас есть оборудование, произведена интеграция в учебный процесс, найдены спонсоры, установлены связи с реальным бизнесом.

Сегодня самые интересные международные соревнования связаны с робототехникой: это топовые технологии, которые задают вектор технологического развития на ближайшие 50 лет, и именно здесь заложены наиболее финансово емкие технологии. Инженерных соревнований по робототехнике много.

Самое известное – First Robotics – хорошо приняли в России, у нас даже есть свой аналог – «Робофест». И все же First Robotics – это соревнование для школьников, а у нас подобные проекты делают студенты.

Критически важно постоянно повышать уровень качества, и над этим мы работаем последние несколько лет. Есть высокотехнологичные соревнования, в которых мы пока только мечтаем принять участие. Например, PSAT, в ходе которого студенты создают небольшой спутник – это отличный проект с точки зрения формирования междисциплинарных компетенций.

Космический инженерный проект – пока что редкость в России, хотя космос – одна из ключевых тем для нашей страны, и здесь, я уверен, у нас большое будущее. Направления, в которых Россия до сих пор конкурентоспособна – это военная техника, техника для работы в сложных условиях, транспортная техника, космос, оборонка. Здесь можно и нужно активно развивать инженерию, участвовать и побеждать в инженерных соревнованиях.

И мне кажется, что у нас хорошие шансы.

Вам может быть интересно

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?