Мнения

Владимир Тимонин
проректор по развитию Университета машиностроения

Вузам нужны лидеры изменений

18 марта 2015, 16:05

Фото: из личного архива

В спорах о проблемах инженерного образования в России часто сравнивают нынешнюю ситуацию с той, что была в СССР. Эти сравнения некорректны: в СССР инженерное образование было структурным элементом и функцией национальной экономики.

Подготовка должна стать прикладной и ориентироваться на запросы конкретной индустрии

Образование выстраивалось напрямую из государственных задач: создавались предприятия оборонно-промышленного комплекса, и им нужны были люди – так что кадры готовились под конкретные рабочие места.

Сегодня все работает иначе. Образование перестало быть функцией подготовки человека для определенной должности или рабочего места: подготовка к работе на самом технологичном производстве может быть проведена за несколько месяцев, для этого не нужно учиться пять лет.

Работники быстро проходят подготовку в корпоративных академиях, на вводных тренингах или в процессе работы у наставников. Сложным вещам – например, программированию станков ЧПУ – приходится учиться полгода, но все же не пять лет.

Смысл профессиональной подготовки, в том числе в рамках высшего образования – в том, чтобы «на выходе» получался человек, который может сразу встроиться в инженерный бизнес-процесс. Логично ожидать, что сроки обучения таких специалистов будут «схлопываться»: предприятие оборонно-промышленного комплекса не будет ждать пять лет, пока выучится нужный специалист.

Подготовка должна стать прикладной и ориентироваться на запросы конкретной индустрии, и если в вузе есть хорошая административная команда, которая сделает нужный образовательный «продукт» и встроит его в окружающую индустриальную систему, то все получится.

Здесь важно тесно работать с отраслевыми работодателями и давать обучающимся те компетенции, которые у них востребованы. Для этого существует, в частности, программа «Новые кадры ОПК», смысл которой в том, чтобы вузы и предприятия оборонно-промышленного комплекса совместно создали новые образовательные программы и работающие алгоритмы быстрого обучения целевых специалистов.

Фото: из личного архива

На некоторых направлениях подготовки циклы отраслевых изменений более глобальные и долгие, и здесь уже требуется погружать студентов в проектную деятельность и готовить к работе с конкретными инженерными продуктами, чтобы выход на работу не ставил их в тупик. Вопрос в том, как это делать: очень мало людей, способных перестраивать образовательные процессы под новую реальность.

Об отличиях между фундаментальным образованием и профессиональной подготовкой

Задача высшего образования – не просто дать специальность, но из вчерашнего школьника вырастить человека. Человека с объемной картиной мира и компетенциями, которые дают ему возможность жить в современном мире, где в жизнь каждого вмешиваются глобальные процессы, миром руководят «голубые фишки» и курсы валют, а сложные технологические проекты вовлекают тысячи инженеров из разных стран, реализуются за несколько месяцев и приносят миллиардные прибыли. В отличие от профессиональной подготовки, современное высшее образование должно формировать, воспитывать и развивать.

Как подготовить человека к жизни в обществе, где лидером становится не тот, кто хорошо проектирует, а тот, кто умеет и проектировать, и коммуницировать, постоянно учиться, реализовывать идеи на стыке дисциплин, ставить цели, объединять людей для достижения этих целей?

Имеющаяся система высшего образования этих задач не выполняет: напротив, оно по старинке замыкает людей в рамки, и в этой среде деятельные люди, способные мыслить свободно, появляются скорее вопреки правилам.

Начать хоть что-то делать

На мой взгляд, самая большая проблема – не в том, чтобы выбрать «самый правильный» вектор развития инженерного образования в России, а в том, что вузы должны хоть что-то делать, развивать хоть какую-нибудь свою концепцию. Только тогда будет понятно, что работает, а что нет.

Но, к сожалению, большинство вузов ограничиваются разговорами. Очень много ярких, популистских проектов. Государство нуждается в них для пропаганды инженерного образования и высшего образования в целом, но, к сожалению, в погоне за пиаром и быстрой медиареакцией теряется суть происходящего. Много средств было вложено в развитие инженерных центров, в покупку оборудования, которое потом не используется.

Почему так получается? Потому что эти проекты не становятся частью экосистемы, остаются чужеродным и нежеланным элементом в вузе. Любую здравую идею вуз может адаптировать таким образом, чтобы она казалась рабочей, а на самом деле была лишь внешней формой. Это своего рода печальный талант современных российских образовательных учреждений.

И все же жизнь быстро показывает, какие проекты утопичные, какие популистские – и какие, наоборот, жизнеспособны. В мире много площадок, которые позволяют сравнить качество национального образования и увидеть, где оно лучше «работает», например международные инженерные соревнования.

И все же первый критерий качества образования – это уровень развития промышленности, и пока он такой, как сегодня, система инженерного образования и профессиональной подготовки требует огромной работы.

О кадровом вопросе и вузе как работодателе

Все понимают: систему нужно перестраивать. Но кто будет это делать? Есть немногочисленные идеологи, но людей, готовых разрабатывать и внедрять новые форматы образования (а не только говорить о них), гораздо меньше. Нет ни одной причины, почему тот или иной вуз не мог бы перестроиться: стандарты дают для этого достаточно свободы, но ей никто не пользуется. Очевидно, инициатива должна исходить «свыше».

Вузам нужны лидеры изменений, которые не только понимают, что нужно делать, но и имеют достаточно энергии и упорства, чтобы этим заниматься. Увы, образование перестало быть сферой, куда идут работать успешные, вдохновенные и энергичные люди.

В 90-е годы система развалилась, работать в ней стало непрестижно, многие перспективные люди из сферы образования ушли – и она превратилась в инертную, неживую среду с низкими зарплатами. Динамичные и активные люди в такой среде не появляются – разве что одиночки-энтузиасты, из которых не выстроить систему.

Для того, чтобы в образование пришли работать квалифицированные и адекватные люди, в ней прежде всего должен быть достойный уровень зарплат. Если мы оценим ситуацию с позиции государства, то увидим, что вопрос финансирования действительно должен быть пересмотрен: сегодняшняя сеть учреждений избыточна, а качество и производительность труда очень низкие.

Повышение производительности возможно за счет консолидации бюджетов, уменьшения сети филиалов и укрупнения вузов: это высвобождает средства, которые можно направить на развитие точек роста и тех вузов, в которых появляются лидеры развития и изменений.

Это тяжелая и несвоевременная проблема. В условиях кризиса оптимизация будет непопулярной и дестабилизирующей мерой: в системе образования заняты сотни тысяч людей, а для повышения качества образования необходимо пересмотреть их состав. Это болезненно, но качество любой системы – и перспективы ее развития – определяются качеством (и качествами!) тех людей, которые в ней работают.

Это очень актуальный вопрос и непосредственно для нас: Университет машиностроения – «генетически» автомобильный вуз – сегодня постепенно превращается в большой многофункциональный «политех», поскольку к нему присоединяют вузы разного профиля.

Синхронно перестраиваются одновременно несколько структур, и это сложнейшие процессы взаимодействия на уровне администраций, профессорско-преподавательского состава, даже на уровне расписания звонков на лекции. Перед началом нового учебного года все преподаватели на равных условиях примут участие в конкурсе на замещение должностей в структуре объединенного вуза, и останутся только лучшие из лучших.

О проектном обучении и настоящих инженерных соревнованиях

Сегодня модно говорить о проектном обучении, и этими словами называют все что душе угодно. Создал бумажный самолетик – и это уже проект. Ватерлиния неочевидна: ее можно определить только по уровню развития технологий.

Создание инженерной экосистемы в вузах – основная задача в высшем техническом образовании

Если мы видим, что топовые инженерные проекты в мировой робототехнике для студентов – это создание робототехнических прототипов с элементами искусственного интеллекта и с компьютерным зрением, то назвать робототехническим проектом робота из детского конструктора будет неправильно, хотя формально все элементы «проекта» он содержит.

Важно держать в уме основную цель образовательного инженерного проекта: получение студентами профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Есть известная во всем мире концепция CDIO, суть которой в том, что инженерный проект – это проект, в котором участвует команда студентов – не просто несколько человек, но система взаимосвязанных элементов-специалистов.

Они ставят перед собой цель и достигают ее во взаимодействии, проходят полный цикл создания инженерного продукта от идеи до разработки, создания и продвижения. И это работает: среди «продуктов» современных студенческих соревнований есть машины, которые ставят мировые рекорды.

Скажем, команда студентов из Цюриха разработала электромобиль, которому нужно чуть больше двух секунд, чтобы разогнаться до 100 км в час. Это студенческий проект, и он – топовый.

О выращивании экосистемы и инженерных соревнованиях

В спорах о том, как вырастить в вузе инженерную экосистему – питательную среду для молодых специалистов – мы часто пытаемся изобрести велосипед, а ведь создать такую систему в вузах – основная задача в высшем техническом образовании на ближайшее время.

Такой опыт есть у вузов разных стран, и изучить эти решения не значит слепо перенять чужой опыт: исходные условия у нас очень разные, а экосистема не подлежит экспорту или импорту, она слишком объемна и многосоставна, выращивать ее надо самим. Мы можем брать на вооружение отдельные идеи, но вырастить нечто работающее получится только методом проб и ошибок.

Там, где живая экосистема есть, уже не нужно говорить о ватерлинии студенческих проектов: должный уровень поддерживается естественным образом при наличии экспертного сообщества. Главный принцип существования экспертного сообщества – это самоорганизация, и здесь мы оказываемся лицом к лицу с трудной задачей, учитывая конкуренцию и ревность между вузами в России – причем вовсе не в отношении инженерии, а в отношении «статуса».

Как кейс можно привести международные студенческие соревнования «Формула Студент», для которых наши вузы сначала внутри себя создавали команды, а потом погрузились в международную среду инженерных соревнований и начали развиваться – с разной скоростью и динамикой.

В атмосфере горячих дискуссий и даже некоторой вражды и ревности между вузами начало создаваться сообщество; время покажет, как оно будет развиваться. Для университета машиностроения «Формула Студент» стала флагманским проектом: сегодня у нас есть почти восьмилетний опыт работы с ним.

Нам удалось создать среду, где студенты могут раскрывать свой потенциал, работая над инженерным продуктом, у нас есть оборудование, произведена интеграция в учебный процесс, найдены спонсоры, установлены связи с реальным бизнесом.

Сегодня самые интересные международные соревнования связаны с робототехникой: это топовые технологии, которые задают вектор технологического развития на ближайшие 50 лет, и именно здесь заложены наиболее финансово емкие технологии. Инженерных соревнований по робототехнике много.

Самое известное – First Robotics – хорошо приняли в России, у нас даже есть свой аналог – «Робофест». И все же First Robotics – это соревнование для школьников, а у нас подобные проекты делают студенты.

Критически важно постоянно повышать уровень качества, и над этим мы работаем последние несколько лет. Есть высокотехнологичные соревнования, в которых мы пока только мечтаем принять участие. Например, PSAT, в ходе которого студенты создают небольшой спутник – это отличный проект с точки зрения формирования междисциплинарных компетенций.

Космический инженерный проект – пока что редкость в России, хотя космос – одна из ключевых тем для нашей страны, и здесь, я уверен, у нас большое будущее. Направления, в которых Россия до сих пор конкурентоспособна – это военная техника, техника для работы в сложных условиях, транспортная техника, космос, оборонка. Здесь можно и нужно активно развивать инженерию, участвовать и побеждать в инженерных соревнованиях.

И мне кажется, что у нас хорошие шансы.

Вам может быть интересно

Ушаков: 30-дневное перемирие с Украиной ничего не дает России
Темы дня

Чем война СССР с Финляндией напоминает украинскую спецоперацию

85 лет назад, 13 марта 1940 года, вступил в силу Московский мирный договор, завершивший войну СССР с Финляндией. Причиной ее было желание советского руководства отодвинуть военную инфраструктуру, способную угрожать Ленинграду, и добиться нейтрального статуса Финляндии. Есть у тех событий ряд параллелей с современными событиями вокруг Украины.

Высшее образование приблизят к интересам рынка труда

Слова спикера Совфеда Валентины Матвиенко о сокращении приема абитуриентов из «глубинки» в столичные вузы вызвали оживленную дискуссию. В СФ уточнили, что это была «иллюстрация к вопросу», а не инициатива ограничить абитуриентов в правах. В экспертной среде говорят, что с практикой штамповать студентов, которые не будут востребованы на рынке труда, надо покончить, но при этом возможность получать образование в лучших вузах страны должна быть у всех.

Минченко: Военная форма на Путине – это демонстрация жесткой позиции

Посол России в Британии назвал условие прекращение боевых действий на Украине

Британию и Францию заподозрили в причастности к атаке дронов ВСУ на Москву

Новости

Эксперт указал на необходимость огневого контроля украинских Сум

Сумы стали главной логистической тыловой базой ВСУ на время вторжения в Курскую область. Поэтому при создании зоны безопасности ВС России следует занять передовые позиции так, чтобы населенный пункт оказался в зоне досягаемости российской артиллерии, сказал газете ВЗГЛЯД Федор Громов. Ранее Владимир Путин в ходе совещания в Курской области предложил создать зону безопасности вдоль границы России.

У Украины закончились американские ракеты ATACMS

Украина полностью израсходовала все американские ракеты ATACMS, поставленные США, сообщило AP News.

Минобороны объявило об освобождении Суджи, Мелового и Подола

Подразделения группировки войск «Север» освободили населенные пункты Меловой, Подол и Суджа в ходе наступательных действий в Курской области, сообщили в Минобороны.

Арестован рассылавший парфюмерию с бомбами военным

Рассылавший бомбы под видом парфюмерных наборов военнослужащим подозреваемый отправлен под стражу, сообщил источник в правоохранительных органах.

Британия и Франция занялись поиском гарантий безопасности Украины

Министр обороны Франции Себастьян Лекорню заявил, что под руководством Франции и Британии пятнадцать стран начнут планировать гарантии безопасности для Украины на следующей неделе, сообщило издание Politico.

Премьер Грузии назвал главу МИД Эстонии некомпетентным неучем

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что министр иностранных дел Эстонии Маркус Цахкна является «абсолютно некомпетентным», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Bloomberg: Инвесторы сделали ставку на возвращение России на рынки

Инвесторы начали активно скупать российские облигации, ожидая смягчения санкций США и возвращения России на мировые финансовые рынки, сообщили эксперты Bloomberg.

Верховный суд поддержал взыскание 358,7 млрд рублей с Олега Кана

Верховный суд России отказался пересматривать решение о взыскании 358,7 млрд рублей с рыбопромышленников, включая «крабового короля» Олега Кана, за нарушение законодательства в сфере экономической безопасности.

Умерла композитор София Губайдулина

Всемирно известный композитор София Губайдулина, известная благодаря музыке к фильмам «Маугли» и «Чучело», скончалась на 94-м году жизни, сообщает мэрия Казани.

Ушаков: Россия и США исключили вступление Украины в НАТО

Помощник президента России Юрий Ушаков заявил, что Москва и Вашингтон согласны, что в контексте урегулирования ситуации на Украине не может идти речь о вступлении Киева в НАТО.

Лукашенко заявил, что Белоруссия еще не получила ракеты «Орешник» от России

Президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил, что Минск пока не получил ракеты «Орешник» из России.

Захарова обвинила Зеленского и Европу в желании «эскалации и бойни»

Владимир Зеленский и поддерживающие его натовские страны Европы препятствуют мирному урегулированию, их основной задачей является «эскалация и бойня», сообщил представитель МИД России Мария Захарова.
Мнения

Василий Стоякин: Для реальных переговоров Украине нужен другой президент

Посмотрим – смогут ли США свалить Зеленского. При всей несопоставимости веса президента США и украинского узурпатора не забываем – на стороне последнего антитрамповские силы в Европе и США.

Тимофей Бордачёв: России суждено раскалывать Запад

Если мы допустим, что единство коллективного Запада было временным явлением, то для России актуализируется вопрос: нужно ли как-то помогать расколу между США и Европой?

Андрей Быстрицкий: ИИ подталкивает человечество к новому каменному веку

Появление искусственного интеллекта как нового, потенциально очень мощного ресурса неизбежно повлечет и просто рост конкуренции между людьми, и, вероятно, изменение ее качества. Возможны разные варианты, причем некоторые могут оказаться очень драматическими.
Вопрос дня

Как правильно встречать китайский Новый год?