В один из прекрасных дней в аэропорт Шереметьево рейсом Пхукет – Москва прибыл необычный гость. Звали его Хасан Эдильханов, с виду – обычный, ничем не примечательный кавказский парень спортивного телосложения, прилетевший с отдыха.
В зоне контроля «Исламского государства» воюют около 1,5 тысяч граждан СНГ, из которых почти 900 – граждане России
Наверняка никто не успел заметить, как в суете, среди туристов, Хасан скрылся за маленькой неприметной черной дверью в сопровождении сотрудников пограничной службы ФСБ.
Эдильханов, бывший студент Университета нефти и газа имени И. М. Губкина, попал в поле зрения органов безопасности не просто так. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного второй частью 208 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации – участие в незаконном вооруженном формировании.
Да не абы в каком, а в рядах на тот еще момент сирийских боевиков. Тех самых, которые позднее превратились в ИГИШ, затем – в ИГИЛ*, чуть позднее – просто в «Исламское государство*», совсем недавно поставившее с ног на голову половину Европы, совершив теракты в Париже.
По мнению следствия, Эдильханов в 2013 году бросил учебу, уехал из Москвы в Турцию, а уже оттуда перебрался на территорию Сирии. В Сирии же Хасан, предположительно, примкнул к боевикам, воюющим против войск Асада – радикальным исламистам, мультикультурному сборищу радикальных маргиналов, среди которых немало и граждан России.
Хасан Эдильханов (фото: refugee.ru) |
Сегодня ИГ – мекка для радикалов всех мастей, авантюристов, боевиков и преступников. Кто-то «мученически» умирает на полях сражений с женщинами и детьми, кто-то становится жертвой внутриклановых разборок, а часть из них оседает на территории халифата.
Оставшиеся рано или поздно возвращаются к себе на родину: кто-то для того, чтобы совершить теракт, кто-то – для того, чтобы завербовать новых агнцев на заклание священной войны исламистов. Весь мир хорошо знает, что недавние теракты в Париже совершили радикалы с двойным гражданством, обстрелянные в ИГИЛ и вернувшиеся, чтобы мстить.
Сколько еще таких террористов окутали своей сетью весь мир? В скольких странах под маской простых мирных жителей, туристов, вернувшихся из «дальних стран» накачанными и загоревшими, студентов, решивших внезапно бросить все и уехать, как Хасан Эдильханов?
Важно понимать, что каждый «возвращенец», обработанный лучшими пропагандистами «Исламского государства», представляет собой бомбу замедленного действия. По одному призыву амира, эмира или халифа ИГ эти люди готовы взрывать свои города, убивать мирных жителей и всячески содействовать осуществлению целей ложного пути джихада.
Хваленые спецслужбы Франции не удосужились задержать террористов. Хотя о терактах и о подготовке участников нападения на газету в рядах ИГИЛ было известно заранее.
В России же еще в 2013 году были внесены поправки в Уголовный кодекс, позволяющие применять наказание к лицам, участвующим в незаконных вооруженных формированиях на территории других государств. И пусть система контроля в аэропортах и других точках прибытия ужесточится. Пусть нам рассказывают о «ни в чем не виновных студентах в застенках ФСБ», зато спать спокойнее будем.
Именно поэтому не стоит удивляться очередным случаям внезапных задержаний, схожих с арестом Хасана Эдильханова. Тамази Мутошвили, Саид Мажаев, Рустам Керимов, Шахид Темирбулатов – все это люди, задержанные в России по подозрению в участии в боевых действиях на территории других стран, а конкретно – Сирии, в составе незаконных вооруженных формирований.
Большинство задержаний происходило на территории республик Северного Кавказа, но есть аналогичные ситуации и в относительно спокойных регионах. В марте 2014-го сотрудники ФСБ задержали в Краснодаре Руслана Черкесова, проходившего боевую подготовку в Сирии, в лагере «Муаскар». Черкесов воевал в составе бандгруппы «Джейш-Мухаджирин-Аль-Ансар».
Первая волна «возвращенцев» уже прошла. В Россию пытались безнаказанно вернуться те, кто воевал в Сирии. Следующей волной назад потекут исламисты, участвовавшие в боях уже на территории квазигосударства ИГ. И, несомненно, их адвокаты будут убеждать нас, что они, дескать, просто на отдых в Турцию ездили.
Собственно, именно подобной версии придерживается адвокат Хасана Эдильханова, по совместительству – его тетя Роза Магомедова. Она утверждает, что бедный мальчик Хасан никогда не симпатизировал радикальным исламистам, просто так бросил учебу и уехал заниматься спортом в Турцию, а уж потом – в Таиланд.
Чудесный выбор места для построения спортивной карьеры. Страница Эдильханова в соцсети «ВКонтакте», чудесным образом сохранившаяся до сегодняшнего дня, демонстрирует нам, что Хасан, конечно же, был простым студентом. А «перепосты» записей из радикально настроенных салафитских сообществ – всего лишь добрая детская шутка несостоявшегося нефтяника.
По случайному стечению обстоятельств целые пачки статей о страдающем в заточении и ни в чем не виновном Эдильханове опубликованы рядом интернет-ресурсов, запрещенных в России. Запрещенных, понятное дело, за причастность к террористическим группировкам и призывы к насилию и межрелигиозной вражде.
И пресловутый «Кавказцентр», по сравнению с некоторыми из них, покажется просто форумом садоводов. Достаточно странное внимание к парню, который, по словам родственников, даже никогда не интересовался радикальными движениями, не правда ли?
Есть в этой истории и еще один увлекательный момент – Роза Магомедова, тетя Хасана, приобрела свой адвокатский опыт не абы где, а в самом «Мемориале». Да, в том самом правозащитном центре «Мемориал**», признанном иностранным агентом, о судьбе которого так пекутся США и адвокаты которого так любят защищать предполагаемых террористов.Сама Магомедова в свое время подписывалась под письмом в поддержку Pussy Riot, защищала предполагаемого члена организации «Хизб ут-Тахрир*» Авазбека Низамова. Если выводы следствия о виновности племянника Розы Хасана Эдильханова будут приняты судом, то этот случай, безусловно, серьезным образом дополнит послужной список сотрудницы «Мемориала».
Дело Эдильханова передано в Верховный суд Чечни. Каким будет его итог, утверждать пока рано. Но вне зависимости от этого судьбы «возвращенцев», прошедших обучение в лагерях ИГ, должны оставаться в фокусе внимания общественности.
Ведь ИГИЛ останавливаться не собирается. Теракты будут продолжаться. И именно это сегодня кажется куда более страшным вызовом, чем проблемы в экономике.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента