Источники, близкие к тайным переговорам, утверждают: на первой стадии потребуется, чтобы Россия прекратила финансовую и военную поддержку «просепаратистских групп» на Восточной Украине. Взамен этому региону «будут делегированы некоторые полномочия».
Возможное подписание газового соглашения с увязкой с какими-то компенсациями за Крым выглядит вполне реалистично
Президент Украины не станет подавать заявку на прием в НАТО, а президент Путин не станет мешать новым торговым связям Украины с ЕС. Украине предложат новое долгосрочное соглашение с Газпромом.
Россия также компенсирует Украине потерю арендной платы за базу ВМФ в Крыму, вручив ей «финансовый пакет в размере 1 млрд долларов» (формулировка Independent).
Вчера инсайдеры заявили: «Немецкий мирный план все еще рассматривается, и это единственная сделка, которая есть в наличии. Переговоры застопорились из-за катастрофы MH17, но ожидается, что, как только состоится расследование, они возобновятся».
***
Вброс Independent произошел ровно накануне запланированной трехсторонней встречи Киева – Новороссии – России в Белоруссии. Даже учитывая, что британская пресса известна своей способностью сочинять несуществующее в природе, тем не менее нельзя не признать, что сама по себе идея заключения между Германией и Россией договора о прекращении войны в Донбассе на компромиссных условиях – вполне себе здравая.
#{image=807432}И наверняка, учитывая приверженность Путина к компромиссам, она обсуждалась между ним и Меркель. Допустим, такого рода план существует и обсуждался Москвой, Берлином и Вашингтоном все эти месяцы. Возможна ли его реализация?
Здесь важны нюансы и конкретные детали. Первый фактор – это США: готовы ли они пойти на компромисс и остановить развязанную ими бойню? Учитывая провокацию с «Боингом» и введение новых санкций – нет.
В то же время заявление Керри о готовности Киева сложить оружие сейчас (при условии, что то же самое сделают ополченцы) и обещание Климкина не атаковать Донецк и Луганск выглядят как некое робкое движение к диалогу и компромиссу. На что намекает и вдруг вылезшая с американской стороны информация про примененные Киевом баллистические ракеты «Точка-У».
Конечно, огромна вероятность того, что заявление Госдепа и Киева – очередной блеф, необходимый для перегруппировки сил и подготовки к захвату Донецка с Луганском.
Однако, учитывая, как США вдруг сбавили обвинительную истерику по поводу «Боинга», можно предположить, Москва непублично предъявила еще более убедительные доказательства, и Вашингтон понял, что эта провокация не удалась.
Что, впрочем, не отменяет того, что последуют другие. Но на данный момент создает слабенькую разрядку напряженности, которая дает шанс на приход к компромиссу.
Теперь о деталях самого компромисса. Возможное подписание газового соглашения с увязкой с какими-то компенсациями за Крым выглядит вполне реалистично.
Равно как и внеблоковый статус Украины и согласование торгово-экономического взаимодействия с учетом ассоциации с ЕС. В данном случае это приемлемый компромисс, хотя еще в феврале он показался бы нам плохим решением: чтобы остановить бомбежки Донбасса, при этом не вводя туда войска, можно уже согласиться и на ассоциацию Киева.
С учетом признания Западом Крыма это не так уж и плохо, а главное – в данный момент реально отражает карту умонастроений территорий бывшей Украины. Однако все это второстепенно по сравнению с пунктами о статусе ДНР и ЛНР, признании их прав и полномочий и об окончательном прекращении войны. Что именно означает размытая формулировка «будут делегированы некоторые полномочия»?
Формирование Новороссии как отдельной страны? Но на это не пойдет Киев и Вашингтон. Федерализация? Но на это не пойдет ополчение Донбасса – не для того пролито столько крови, чтобы соглашаться на сожительство с теми, кто убивал мирных граждан.
Да, Москва может попросить об этом донбассцев ради стратегических целей, но здесь необходимы какие-то сверхубедительные гарантии (скажем, пункт о немедленном выходе из федерации при нарушении прав автономии Донбасса).
Мне слабо верится в готовность США приморозить братоубийственную войну русских в Донбассе. Но при этом считаю глупостью называть любую попытку договориться о компромиссе бессмысленной тратой времени или тем более предательством. Однако этот вариант имеет мизерные шансы на реализацию и легко срываем очередной провокацией или дуростью карателей. То есть все возможные переговоры о компромиссе упираются в самое главное – статус Новороссии, не желающей признавать над собой власть нацистских самозванцев.
Необходимо четко понять, что Россия не готова сейчас к жесткому и масштабному противостоянию (чем позже нам его навяжут, тем больше шансов победить в нем и меньше жертв со стороны русского мира), а потому любой шанс на компромисс с агрессором без принципиальных уступок (в данном случае защиты Донбасса) необходимо пытаться использовать.
Да, новый пакт Риббентропа – Молотова жизненно необходим нам. Но он не должен быть совершен без гарантий безопасности Донбасса и вопреки интересам России.
Источник: Блог Эдуарда Бирова