У бюрократических кандалов есть одна невероятно стремная, «развращающая» сторона, о которой не очень принято говорить – уж больно она неудобна для общей логики осуждения абсурда бюрократического насилия.
Покажу на примере. Цитировал недавно настоящих либеральных волков-тэтчеристов (которых следует, конечно, отличать от белопушистых оппозаек из сетевых коммуникаций, ибо оппозайки – это просто бездельничающая в Фейсбуке постсоветская интеллигенция, а «волки имени тетушки Мэгги» – это серьезные ребята). Там звучала тема: не повышать доходы никаких учителей и врачей, пока не станут работать лучше.
Допустим, либеральные волки пришли к власти и начали реализовывать эту свою мечту. Как можно добиться того, чтобы учителя учили лучше? Любой рациональный эксперт сразу подскажет. Освободите школу от бюрократического давления, которое отнимает много времени у учителей – они будут тратить это время на учеников и значит будут учить лучше.
И вот тут самое неприятное западло. Дело в том, что сия разумность касается только малой доли учительства. В большинстве же сработает другое – если мой труд принимался в том объеме, в котором принимался, зачем мне отдавать под него новое свободное время? Я лучше заберу это время себе. То есть в реальности ничего не изменится. В этом скрытый, отравляющий эффект бюрократизации.
Как препод, 20 лет зарабатывающий на жизнь не просто преподаванием, но и активным преподаванием по совместительству, могу украсить тезис примером из другой области (заодно продемонстрировав, что себя от народа не отделяю).
То есть улучшение возможно, но после внятно сформулированных претензий или озвученных новых требований. Но кто будет формулировать требования и претензии? Правильно, та же бюрократия. И повторится все, как встарь...
Так что прекраснодушные ожидания имеет смысл связывать с «новыми людьми», не отравленными тем эффектом бюрократизации, который я описал. Но «новые люди», свободные от грехов старых, – это уже мегаутопия.
Источник: Блог Сергея Шмидта