Мнения

Олег Макаренко
бизнесмен, блогер, журналист

Расскажу о моей «парковке мечты»

26 ноября 2014, 12:40

Фото: из личного архива

Нужны ли платные парковки вообще, и если нужны, то в каком виде правильно будет снимать с водителей деньги за право приехать на своем автомобиле в центр города и оставить его на пару часов на улице?

Вместо цивилизованной очереди, в которой каждый находится примерно одинаковое количество времени, мы получаем кучу малу, в которой лучшие шансы у самых быстрых и самых пронырливых

Для Петербурга этот вопрос весьма актуален, так как пробные платные парковки на некоторых улицах у нас собираются вводить уже чуть ли не этой зимой.

1

Социально справедливо было бы, конечно, держать все парковки бесплатными. Но, к сожалению, бесплатные парковки ведут к существенной проблеме: на всех парковок не хватает, и, таким образом, люди вынуждены зачастую тратить по 30 минут на поиск парковочного места, что делает поездки в центр города эдакой лотереей.

Тем не менее на практике получается не социальная справедливость, а «кто сильнее, тот и прав». То есть вместо цивилизованной очереди, в которой каждый находится примерно одинаковое количество времени, мы получаем кучу малу, в которой лучшие шансы у самых быстрых и самых пронырливых.

Пожилым и инвалидам ловить в этой куче нечего: на костылях не всегда просто дойти до нужного места от той дыры, в которую удалось втиснуть свой автомобиль.

2

Также есть серьезные проблемы с парковками и в обычных спальных районах города. Там, конечно, можно обычно припарковаться на платных парковках, которые натыканы достаточно равномерно и могут быть найдены в пределах 10–15 минут ходьбы практически от каждого дома.

Однако дефицит парковок у домов вызывает закономерную злость автолюбителей на несправедливость: лучшие парковочные места обычно заняты теми, кто ездит редко и чьи машины иногда неделями стоят на одном и том же месте.

3

Отсутствие свободных парковочных мест у жилых домов не являлось бы важной проблемой, если бы люди были бесчувственными роботами.

На практике же необходимость биться за дефицитные места с соседями выливается как минимум в ежевечернюю дозу мощнейших негативных эмоций в адрес городских властей, а как максимум – в широкомасштабную грызню с другими автомобилистами.

4

Справиться с дефицитом парковочных мест у новых жилых домов достаточно просто: надо просто не разрешать строителям строить дома, в которых не предусмотрено одно–два (в зависимости от класса дома) парковочных места на каждую квартиру.

Если ввести такое правило, то в течение нескольких десятилетий проблема сама собой разрешится.

5

Для старых жилых домов решением могли бы стать разного рода парковки, которые можно организовать в большинстве мест путем легкого изменения ландшафта.

Например, можно пустить три четверти газона под парковочные места, а на оставшейся четверти посадить деревья. Так как деревья эффективнее вырабатывают кислород, чем трава, экология не пострадает.

Второй вариант – построить вместо газона одноэтажный парковочный комлекс, а на его крыше разместить тот же самый газон.

Деньги на такое строительство/перестройку ландшафта вполне реально отбить за счет продажи или сдачи в аренду парковочных мест жильцам окрестных домов. Собственно, нужно только сесть и хорошо переработать законодательство, чтобы организация таких парковок стала легальной.

В настоящее время, насколько мне известно, такие парковки оформляются крайне тяжело, поэтому в них никто и не вкладывается по-серьезному.

6

С парковками в центре так просто решить проблему не получится. Свободного места там практически нет: все, что может использоваться, уже используется.

Надо отметить, что в центре при постройке новых зданий уже регулярно предусматривают подземные парковки, однако делают их зачастую так плохо, что на въезде в них образуются огромные очереди.

Было бы правильно, конечно, обязать делать подземные парковки тех, кто перестраивает или строит любое новое здание в центре.

7

Что будет, если оставить обычные парковки в центре – по краям проезжей части – бесплатными, как сейчас? Тогда у нас сохранятся все проблемы, связанные с избытком автомобилей в центре:

- Необходимость периодически искать место для парковки по полчаса.

- Переизбыток машин в центре, вызванный как тем, что туда едут без особой на то необходимости, так и тем, что машины накручивают по центру лишние минуты в поисках парковочных мест.

- Большие сложности для людей с ограниченными возможностями, которые, в отличие от здоровых, не могут себе позволить каждый день проходить по километру от парковки до работы или до дома.

- Трудности с разгрузкой автомобилей, которые возят разные товары в магазины.

8

Теоретически можно справиться с переизбытком машин в центре и другими методами. Можно повысить стоимость бензина до 100 рублей за литр, как сделано во многих странах Европы, тогда ездить будут меньше. Можно сделать въезд в центр платным. Можно ограничить количество машин в городе, например установив стоимость комплекта новых автомобильных номеров в 150 тысяч рублей.

Вполне очевидно, что все эти драконовские меры вызовут куда как большее недовольство автомобильного соообщества, нежели платные парковки.

9

Больше всех от введения платных парковок пострадают те, кто работает в центре. Сейчас они приезжают утром, пока парковочных мест еще хватает, и спокойно оставляют машину у офиса на весь день. После введения платных парковок они будут вынуждены платить за восемь часов пребывания машины на парковке.

Больше всех выиграют те, кто изредка приезжает в центр по делам. Сейчас они приезжают днем и долго мыкаются, пытаясь куда-нибудь приткнуть автомобиль, а потом еще и тратят время на то, чтобы дойти до нужного им места. Если учесть запас времени, который надо заложить, чтобы не опоздать, выезжать в некоторые места надо на 30–50 минут раньше.

После введения платных парковок люди, которые приезжают в центр по делам, будут спокойно приезжать, платить за нужные им один–два часа и уезжать.

10

Как показывает опыт Москвы, бонусом от введения платных парковок является резкое уменьшение пробок.

Многие желают сэкономить на парковке и пересаживаются с автомобилей на метро: из-за этого автомобилей становится ощутимо меньше.

11

Вырученные от платных парковок деньги можно пустить на разные нужды города.

Например, на строительство разного рода новых парковок. Или на решение вечной проблемы стыков асфальтовых дорог и трамвайных рельсов.

12

Важный момент: опыт Москвы показал, что оплата парковки через SMS может быть сделана крайне неудобно. Вполне очевидно, что владельцу какого-нибудь дорогого «бентли» глубоко безразличны те 50 рублей, которые ему надо отдать за парковку.

Однако не далее как этим летом я лично наблюдал, как водителю пришлось потратить 30 минут своего времени на безуспешные попытки оплатить парковку через SMS. Если я правильно помню, там были какие-то проблемы с тем, что на телефоне стоял кредитный тарифный план, который не предусматривал отправку платных SMS за парковку.

Таким образом, когда водитель закрывает бумажкой свой номер, это еще не значит, что он жлоб. Возможно, это просто лентяй, который не хочет убивать свое время на то, чтобы разобраться с системой оплаты парковки через SMS.

13

Очень удобно сделано в одном из европейских городов (деталей я не помню, поэтому рассказываю примерно, реальные цифры могут быть другими). Там есть три типа парковок – красные прямоугольники, желтые и белые. На белых парковочных местах можно парковаться бесплатно. Чтобы парковаться на красных, надо купить «парковочный» на месяц за 500 евро, на желтых – за 150 евро. И наклеить его на лобовое стекло автомобиля.

Сразу сплошная выгода. Один раз купил парковочный талон – и никаких забот: паркуйся на любых разрешенных местах. При этом приезжим или тем, кто ездит в центр редко, тоже просто: купил парковочный талон на один день по заряженной цене и все.

Минусом такой схемы является ее неэффективность. Человек, который занимает парковку на весь день, платит столько же, сколько и тот, кому она нужна на 30 минут.

14

Полагаю, хорошим решением является смешанная схема парковки. Туристы или обеспеченные люди, которым лень заморачиваться с SMS, покупают себе задорого – по 1000 рублей в день, например – стикер, который дает право парковаться на любой парковке в центре города.

Более экономные водители разбираются с оплатой через SMS или через специальное мобильное приложение.

Отмечу, что в Петербурге, насколько я помню, всего лишь пять сотовых операторов. Не вижу никакой проблемы для города перед введением платных парковок собрать их всех на совещание и договориться о том, чтобы все SMS с оплатой парковки проходили легко и безо всяких проблем – какой бы оператор и тарифный план у клиента ни был.

15

И наконец, как я обещал в начале поста, расскажу о моей «парковке мечты». На каждом парковочном месте стоит столбик с лампочкой. Рядом, на стене дома, висят видеокамеры. Автомобилист спокойно подъезжает к парковочному месту и паркуется. Видеокамера распознает его номер, после чего лампочка загорается оранжевым: номер распознан, можно оставлять автомобиль.

Автомобилист спокойно выходит из автомобиля и, ничего не делая, идет по своим делам.

В конце месяца система считает, на какую сумму напарковался автомобилист, и присылает ему счет: при этом, если автомобилист делает предоплату, он получает скидку в 10%. Иностранцев счета просят оплачивать на выезде из страны.

По желанию автомобилист может заглянуть в ближайшее МРЭО и по предъявлении соответствующих документов получить распечатку всех своих парковок – с фотографиями своего автомобиля.

Источник: Блог Олега Макаренко

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?