Мнения

Петр Щедровицкий
член Экспертного совета при Правительстве РФ; советник генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

А дома лучше

17 января 2014, 10:00

Фото: из личного архива

Есть ли будущее у так называемого домашнего образования и может ли оно быть полноценной альтернативой традиционной учебе в школе, колледже, ПТУ, вузе? Уверен, что будущее именно за этим процессом, развивающимся стремительно и уже захватившим весь мир, потому что учиться по программе, составленной для тебя персонально, значительно полезней, чем посещать целый ряд вузов и школ, уровень подготовки в которых не выдерживает никакой критики. Больше того – для целого ряда школ и вузов настало время добровольно уйти из жизни.

Исчерпавший себя вуз должен иметь право добровольно уйти из жизни

Ориентация на индивидуальную образовательную программу, о которой я постоянно говорю, – фактически, на систему «домашнего» обучения – постоянно подвергается нападкам. Не все могут принять как вариант современной нормы отсутствие в жизни человека какого-то конкретного учебного заведения.

Напомню, что речь идет о формировании во всем мире нового институционального ядра сферы образования, обучения и подготовки кадров – об индивидуальных образовательных программах, разработка и реализация которых ориентирована на конкретного человека, его способности и задачи.

1

В наших правилах спросить: «А в России-то что?», забыв, что мы тоже часть мира. Так вот, что касается России, то здесь, на мой взгляд, перспективы нового образовательного процесса велики хотя бы потому, что есть глубокие корни.

Как мы знаем, в дореволюционной России домашнее образование было единственной доступной формой для семей – представителей привилегированного класса. Сначала его могли позволить себе только очень богатые люди, а, например, после войны 1812 года оно стало доступней: в России осталась масса пленных французов, которых – независимо от того, чем они занимались во Франции – брали гувернерами как носителей языка.

К французам добавьте немецких бонн, швейцарок, англичанок, ехавших в Россию жить в семьях, чтобы работать с детьми. Погруженный в языковую среду, ребенок с детства говорил на нескольких языках, плюс знание предметов, которые вели приходящие учителя. То есть подход к каждому был индивидуальным. А когда вокруг ребенка сосредоточены специалисты, продвигающие его по индивидуальной траектории, он гораздо быстрее все усваивает. Даже те предметы, к которым он, может быть, и не очень склонен – ведь работа идет как с его способностями, так и с его сложностями.

Достаточно вспомнить, сколь высокий уровень образованности был достигнут за счет этой системы в Российской империи к концу ХIХ – началу ХХ века. Хотя, конечно, только для узкой социальной прослойки: высшее образование в этот момент могли себе позволить меньше 1% населения страны.

2

Но ситуация изменилась. Если раньше такая форма была доступна только богатым, то сегодня, в общем, она доступна всем.

Во-первых, потому, что мы живем не в помещичьих имениях, куда гувернер приехал и остался жить. Мы живем в городах, где тьютор или репетитор поработал с ребенком или взрослым, пошел в соседний дом и работает с другими людьми – и ему выгодно, и клиенту удобно.

Во-вторых, есть интернет, делающий образование широко доступным: даже если вы не можете купить эксклюзивный курс «очного обучения», вам никто не мешает подобрать программу дистанционного обучения и подготовки, то есть менее затратный аналог. А сочетание работы тьюторов с использованием расширяющегося каждый год спектра дистанционных курсов, безусловно, даст результат.

Здесь следует уточнить: даст результат тем, кто мотивирован. Потому что центр тяжести подобной системы лежит в области процессов «учения», а не «обучения», то есть заключается в деятельности учащегося, а не учителя. Как вы помните, во главе угла при подобном подходе стоит не набор конкретных учебных услуг и продуктов, а главный принцип новой образовательной системы – индивидуальный взгляд на потребности каждого.

3

Нужно констатировать, что переход к новой системе породил массу проблем в обществе, так как работа в ней должна быть выстроена принципиально иначе, чем в традиционной системе, сфокусированной на образовательном учреждении и технологиях массового обучения. Весь контент, который раньше преподносился, прежде всего, в виде аудиторных занятий, сегодня необходимо переработать в новые форматы: визуализировать, перевести в электронный вид, разработать определенные сценарии движения учащегося в пространстве учебного содержания, дополнить проверочными тестами и упражнениями, играми и тренажерами.

Я, например, сейчас еще продолжаю читать лекции вербально, но они уже сопровождаются большим набором презентаций, и содержание презентаций отличается от содержания текста – это своего рода переходный продукт. Следующий шаг – разработка пакета учебных задач и кейсов для активного освоения содержания.

4

Индивидуальная система не только эффективней, потому что строится под вас, она еще экономит ваши деньги и время. Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность в любой момент присутствовать в любом месте.

«Как быть со сдачей экзаменов?» – спрашивают меня. В мире уже наработан большой опыт решения тестовых и экзаменационных заданий через компьютер, включая такие формы, как собеседование, решение учебных задач, интервью и прием экзаменов. При этом компьютерная программа способна учитывать десятки параметров поведения человека во время выполнения задачи и освоения нового материала.

Плюс к этому, любое перемещение всегда связано с дополнительными затратами. Вы купили, например, программу в Массачусетском технологическом институте за 100 тысяч долларов, и ровно столько же еще потратите на дорогу и проживание там во время обучения.

5

Дистанционный способ поставки учебно-образовательного контента обеспечивает вам также доступ к лидерам в той или иной области, лучшим исследующим или консультирующим профессорам.

Если, например, в какой-то области есть 10–20 лидеров, а обычно так и бывает, то они могут работать только в 10–20 вузах. А как показывает опыт, они в итоге окажутся в 4-х: чтобы работать по своим темам на переднем уровне разработок и добиться необходимой для этого критической массы, они будут вынуждены собраться вместе.

Как при этих условиях обеспечить уровень качества преподавания в старой системе, крутящейся вокруг школы и вуза? Проанализируйте происходящее в России: если в вузе нет научных лидеров в том или ином направлении, он вынужден будет постепенно снижать требования – и к студентам, и к программе обучения и подготовки, и, на следующем шаге, к преподавательскому составу.

И вуз попадает в тупик: рано или поздно студент поймет, что его дурят. Он сможет либо прочитать все это в интернете самостоятельно, либо собрать деньги и поехать туда, где преподают лидеры в той или иной области деятельности.

Сконцентрировать в одном вузе лидерские исследовательские, консультационные и преподавательские кадры по всем направлениям сегодня не может ни один конкретный вуз. Качество преподавания падает, вузы начинают торговать дипломами, так как им больше ничего не остается. А если в вузе плохие преподаватели, в него приходят плохие студенты с худшим уровнем подготовки, и вузу приходится упрощать программу – и так до бесконечности.

Со школами дело обстоит еще хуже: если родители на 3–4 году обучения обнаружили, что ребенок ничего не умеет – ни читать, ни писать, ни считать, ни говорить – вероятность того, что его с такими данными возьмет другая школа, стремится к нулю.

***

Беря в расчет эти обстоятельства, полагаю, что главная задача для современной мировой и российской системы образования – найти политкорректный и безвредный, прежде всего для учащихся, способ самоликвидации учебных учреждений.

Исчерпавший себя вуз должен иметь право добровольно уйти из жизни. Но уйти так, чтобы это не создавало больших неудобств учащимся: если кто-то заплатил за образование, ему должны вернуть деньги, помочь перейти в другое место. Это очень непростой и болезненный вопрос, но пока мы его не решим, уровень реального образовательного неравенства будет нарастать.

Вам может быть интересно

Путин поручил принимать детей соотечественников в школы без языкового теста
Темы дня

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Членство в НАТО помогает Финляндии стирать с лица земли древний народ

Финский премьер-министр Петтери Орпо вынужден приносить извинения целому народу – саамам, которые в результате деятельности государственных властей подверглись тотальной ассимиляции. Давление на саамов усилилось после вступления в Финляндии в НАТО и целой серии военных учений. Особенно цинично происходящее выглядит на фоне обвинений, которые в Хельсинки выдвигают против Москвы.

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Трамп: Обама заставил Украину отказаться от окруженного океаном Крыма

Касперская предложила ограничить использование ИИ в образовании

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Шойгу передал «горячий дружеский привет» от Путина генсеку Компартии Вьетнама

Секретарь Совета безопасности Сергей Шойгу на встрече в Ханое передал генсеку Компартии Вьетнама То Ламу теплое послание от президента России и обсудил важные международные темы.

Дробницкий назвал единственный путь для Трампа победить «либеральный зоопарк» в ЕC

После обнародования новой Стратегии нацбезопасности США ключевой вопрос заключается в том, удастся ли ее воплотить в жизнь. Все силы американского политического мейнстрима и глобального евроатлантического либерализма будут брошены на то, чтобы документ остался на бумаге, сказал газете ВЗГЛЯД американист Дмитрий Дробницкий. Ранее Дональд Трамп заявил о движении Европы в плохом направлении.

Япония отвергла сообщения об отказе использовать замороженные активы РФ

Заместитель министра финансов Японии по международным делам Ацуси Мимура опроверг сведения о том, что Токио отказывается использовать замороженные российские активы для поддержки Украины, пишет Reuters.

Путин назвал случаи выселения семей военных СВО из жилья безобразием

Президент России Владимир Путин осудил случаи выселения родственников участников спецоперации на Украине из жилья, в том числе служебного.

Трамп потребовал выборов президента Украины

Президент США Дональд Трамп заявил, что настало время проведения президентских выборов на Украине.

Лукашенко назвал литовцев и поляков «своими людьми»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе обсуждения ситуации с закрытием литовской границы заявил, что считает литовцев и поляков «своими людьми», с которыми можно договориться без вмешательства третьих стран.

В Совфеде предложили запретить продажу конфет с алкоголем детям

В связи с ростом популярности среди подростков шоколадных конфет с алкоголем, предлагается ввести обязательную маркировку и запрет на их продажу несовершеннолетним на онлайн-площадках, заявил член Совета Федерации Игорь Мурог.

Путин продлил упрощенный ввоз товаров через Казахстан и Киргизию

Президент Владимир Путин продлил срок действия упрощенного режима ввоза товаров на автомобилях с территории Казахстана и Киргизии.

КХЛ поддержала возвращение продажи пива на стадионах

Президент КХЛ Алексей Морозов высказался в поддержку инициативы вновь разрешить продажу пива на спортивных объектах и отметил положительный опыт проведения ЧМ по футболу.

Путин пообещал рассмотреть возможность новогодней амнистии для инвалидов и женщин с детьми

Президент России Владимир Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) обратился к члену совета и правозащитнице Еве Меркачевой с просьбой предоставить свои предложения по вопросам «новогоднего помилования».

Путин поручил разобраться с представляющей опасность для граждан ездой курьеров по улицам

Президент России Владимир Путин заявил о необходимости урегулировать порядок движения на улицах городов, комментируя выступление члена СПЧ Марины Ахмедовой о правилах дорожного движения для курьеров.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов