Приходится констатировать, что сегодня людям не хватает нравственности и моральных принципов. И речь идет не о какой-то святости, а об очень конкретных вещах.
Нам следует уменьшить свое эгоцентричное «я», заменив его на «мы
Когда люди слишком эгоцентричны, они забывают о связи каждого из нас с остальным миром. Разделение на «мы» и «они» порождает обман, эксплуатацию и порой убийство других ради своей выгоды.
Такие люди даже внутри родной общины озабочены только своим «я», а не общим «мы». И тогда снова в обществе царит эксплуатация, запугивание и ложь.
Например, проблема бедности. Сколько бездомных на улицах больших городов. Богатым совершенно нет до этого дела. Они рассуждают: «У меня все хорошо». Но не желать помочь другим – аморально, не только с религиозной, но и с нравственной, общечеловеческой точки зрения.
Капитализм ориентирован на индивидуальную выгоду, только и слышно разговоров «прибыль, прибыль». Поэтому мне так нравятся идеи Маркса о равном распределении материальных благ. К тому же, он говорил, что права рабочих во всем мире превыше государственных границ. А Ленин, на мой взгляд, был слишком озабочен своим «я» и своей властью. В этом была его ошибка.
Другая проблема – насилие. Вся история человечества связана с войнами. Война полностью основана на концепции «мы» и «они», «моя победа» и «их поражение». Но в современном мире, где мы становимся все более взаимозависимы, уничтожая соседа, мы приносим разрушения себе.
Поэтому всем нам следует уменьшить свое эгоцентричное «я», заменив его на «мы». Думаю, мы на это способны. Сделать это возможно только ненасильственным путем, с помощью образования. Через образование можно изменить мышление людей, чтобы у них на первом месте вместо «я» стояло глобальное «мы». Каждый из нас – это часть большого «мы», такова реальность. И наоборот, весь мир – это часть каждого из нас.
Здесь не подойдут лишь религиозные проповеди. На Земле живет более 7 миллиардов человек, из них около миллиарда – неверующие. Кроме того, среди 6 миллиардов, причисляющих себя к верующим, не все серьезно чтят и соблюдают свою религиозную традицию. Например, они рассуждают о прощении, а на деле эксплуатируют других в своих интересах.
Поэтому, если мы будем пытаться сформировать морально-этические принципы для людей, опираясь только на религиозные предписания, они не сработают не только среди атеистов, но и среди «условно верующих», чья вера недостаточно сильна, чтобы становиться более сердечными и добрыми к другим с опорой на религию.
С детского сада и до университета подрастающему поколению следует рассказывать о принципах светской этики. Акцент надо делать не на разговорах о Боге, Будде, перерождении или небесах, а понятно говорить о том, как формировать гармоничное, мирное и счастливое общество здоровых людей. Идею о преподавании принципов светской этики поддерживают многие ученые и философы, с которыми я общался.
Секуляризм следует понимать не как отвержение религий, а как уважение всех религий и нерелигиозного мировоззрения в том числе.В Индии тысячи лет существует множество религий. Конечно, иногда вспыхивают конфликты, но с учетом количества жителей и различных этнических и религиозных групп взаимоотношения выстраиваются достаточно гармонично. Правила этих отношений регламентируются индийской Конституцией, которая основана на светских, секулярных принципах и уважает права неверующих и всех религиозных групп.
Я разделяю понятия культуры и религии. Культура больше связана с сообществом, группой людей, а религия ближе конкретному человеку и его вере.
Вот почему, на мой взгляд, в одном культурном пространстве могут жить последователи разных религиозных учений. Хотя в мегаполисах, где сосредоточено множество носителей разных культур, говорить о доминировании одной какой-то культуры или религии уже невозможно.
Человечество с его разнообразием культур и религий – это сад, в котором растет много разных цветов.