Мнения

Петр Щедровицкий
член Экспертного совета при Правительстве РФ; советник генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

Перемены для учителей

10 января 2014, 10:00

Фото: из личного архива

Не все понимают, что происходит сегодня в российской образовательной сфере, не всем очевидны перемены, идущие как у нас, так и во всем мире. Возможно, именно поэтому для России эти метаморфозы столь мучительны. А тем временем родилась и встает на ноги совершенно новая система образования, центром для которой стал сам человек.

Родилась и встает на ноги совершенно новая система образования, центром для которой стал сам человек

В сегодняшнем образовательном процессе существуют два течения: старое и новое. Привычная сфера распадается на две части, фактически – на две параллельные реальности. 

В первой образовательный процесс по-прежнему сфокусирован на учреждении, вся система разделения труда крутится вокруг него. Все привычно: классно-урочная система, сетки часов, отбор преподавателей для конкретной школы или вуза, очные экзамены, определенный принцип зачисления.

В обычную школу, например, попадают все дети, живущие рядом с ней: если в районе 80% китайцев или уроженцев Азии, то в классе соотношение будет таким же.

В течение N-го количества лет ребенок или взрослый пребывает в конкретном образовательном учреждении – школе, колледже, ПТУ, вузе – и получает его диплом. Дальше, по гласному или негласному рейтингу вузов, человек попадает в некую матрицу оценки: работодатель оценивает, какой вуз закончил выпускник, и от степени престижности образования зависит дальнейшая судьба соискателя.

Вторая, новая система, которая появляется на наших глазах, работает принципиально иначе. Она сфокусирована на индивидуальных образовательных траекториях человека.

У вас родился ребенок, и вы начинаете определять, к чему он склонен. И вот на эту траекторию его склонностей и нанизывается новая система: репетиторы, гувернеры, специализированные школы, тьюторы, детские психологи. Здесь центр притяжения – индивидуальная линия способностей конкретного ребенка, которой в России следует немалое число родителей.

Однако если сегодня – у нас, во всяком случае – родитель вынужден разрываться между обязательным образованием в школе и той программой, которую он формирует для ребенка сам, то уже очень скоро эта индивидуальная система станет самодостаточной. Это новая возможность для каждого: не типовая программа в школе, через которую все, как через сито, должны «просыпаться». А теми, кто не «просыпался», либо вообще не занимаются (и так все в порядке), либо стремятся отправить в школу для «отсталых детей». Потому что ни то, ни другое не укладывается в усредненные параметры организации учебного процесса.

Возникает, естественно, целый ряд организационных вопросов. Например – как проверить и оценить знания, полученные в ходе такого «домашнего» воспитания? Или же – должны ли присутствовать базовые знания? Условно говоря, необходим ли определенный минимум математики, физики, химии ребенку, склонному к гуманитарным наукам, и стоит ли давать «технарю» некий объем литературы и истории? Полагаю, что ответ станет очевидным уже очень скоро.

Когда критическая масса учеников перейдет на индивидуальное образование, сложатся определенные принципы и правила регулирования системы. Сейчас же во взаимоотношениях двух полярных систем образования – типовой и индивидуальной – идет своего рода естественный отбор.

Пока они существуют параллельно, принимая разного потребителя, так как задачи и ценности у систем разные. В типовой – единые программа и требования: вы же не можете создать целый класс для одного ребенка, поэтому всех приходится как-то усреднять. В индивидуальной – диагностика и развитие естественных предпочтений каждого человека. А если сама образовательная система другая, то и система разделения труда в ней будет принципиально иной, то есть педагоги должны быть другими.

Сегодня хорошо видны три типа преподавателей: первые, понимая, что старая система работает все хуже и хуже, ищут способы ее улучшить; вторые махнули на все рукой и ждут, когда для них лично все закончится; третьи уходят в новую систему, стараясь менять свои методики и принципы преподавания.

Махнувших рукой рано или поздно вынесет на берег, они будут не нужны в новой системе разделения образовательного труда, а у ищущих есть шанс. Человек, получивший педагогическое или аффилированное с этой областью образование, может найти себе рабочее место в новой сфере. Более того, если он оформит свою методику в соответствии с новыми требованиями, у него появится другой рынок, более широкий и иначе организованный, чем тот, который связан с традиционной системой учебных заведений.

И речь не только о дистанционном образовании, оно может быть и очным. Интернет просто облегчил коммуникацию, сделал образовательные программы доступными для разных слоев общества и помог сформировать эту сферу. Говоря о новых требованиях, я в первую очередь имею в виду, что образование должно быть активным: включать интерактивные учебники, обучающие игры, творческие задания, участие ученика в реальных проектах. Это более плотный, более насыщенный продукт. Он может быть упакован как в очную, так и в дистантную форму, что облегчает его получение. Если преподаватель смог предусмотреть все это, он станет успешным на новом рынке.

Не лишним будет заметить, что новый подход не только эффективен для учащегося и экономит его время, он еще и выгоден для педагога. Если в школе или вузе преподаватель связан классно-урочной системой, расписанием и единой программой, то в новой системе у него может появиться несколько десятков или даже сотен клиентов, которые через интернет получают его базовую программу, а он следит за тем, как они выполняют задания, периодически консультируя очно.

Сегодня реальностью становятся программы, которые одновременно проходят сотни тысяч учащихся. И если даже разработчик нового содержания обучения или тьютор получит с каждого из своих клиентов по 100 рублей, его зарплата легко может стать сопоставимой с тем, что он получает в том или ином учебном заведении.

Ясно, что мы входим в долгий и сложный период трансформаций. Новая система будет постепенно набирать обороты, формируя свой оригинальный институциональный ландшафт. Будет накапливаться опыт обучения, новый контент, формироваться принципы и правила его разработки, финансовая и кадровая инфраструктура. Учебные заведения станут менять структуру, требования к преподавателям, стиль взаимоотношений с учащимися и атмосферу внутри учреждений.

Не случайно пятерка ведущих американских вузов недавно провозгласила, что будет доводить численность своих «удаленных» студентов до 1 миллиарда (!) человек. Другими словами, мы вступаем в интересную эпоху – новая формация образования и подготовки складывается на наших глазах.

Вам может быть интересно

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие
Темы дня

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Продвижение российской армии в зоне СВО ускорилось, вся кампания 2025 года Вооруженных сил Украины (ВСУ) фактически сорвана, ВС России перемололи лучшие части украинской армии, заявил министр обороны Андрей Белоусов в ходе инспекции группировки «Север».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?