Мнения

Василий Колташов
руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества

«Вперед, дирижабли!»

5 февраля 2013, 11:20

Дирижабли не забыты. США сделали смелый ход в этом направлении, и он, вероятно, принесет им немалый выигрыш.

Пресса сообщает: грузоподъемность дирижабля должна втрое превысить грузоподъемность самого крупного транспортного самолета

Этой новости давно ждали те, кто интересуется новыми направлениями в развитии транспорта. Американская компания Aeros отчиталась об успешном окончании первых летных испытаний своего детища – гибридного самолета-дирижабля Aeroscraft, аналогов которому пока нет. Разработка этого летательного аппарата велась давно. Особый интерес к проекту проявляли американские военные. Они же были главными заказчиками нового дирижабля. Министерство обороны США и NASA потратили на разработку нового летательного устройства 35 млн долларов, сумма относительно скромная. Однако выгоды от этого вложения обещают быть значительными.

Пресса сообщает: грузоподъемность дирижабля должна втрое превысить грузоподъемность самого крупного транспортного самолета. Aeroscraft сможет перевозить грузы любого габарита. Ему не будет требоваться сложно-оборудованная посадочная зона. Сообщается также, что новый дирижабль сможет посещать зоны стихийных бедствий и удаленные военные объекты. Однако все это – стандартные характеристики вида транспорта, именуемого дирижаблями и находящегося в застое уже много десятилетий. Ценность американской работы, её революционность в том, что теория может обрести широкую практику. Целое направление транспорта в результате выйдет из мира фантастических ожиданий.

Впереди у Aeroscraft несколько этапов летных испытаний. Лишь затем станет возможна его эксплуатация. Потом дирижабль войдет в серию, а от военных до гражданских аппаратов – всего один шаг. Он может быть коротким или длинным, но ясно одно: дирижабли – более экономичный транспорт, чем нынешние грузовые самолеты, если дело поставить на поток. Они нуждаются в меньшем количестве топлива, что чрезвычайно важно в нынешней экономической обстановке. Другое преимущество дирижаблей – это возможность беспосадочных дальних полетов. В проекте компании Aeros именно такие полеты. Предполагается, что проходить они смогут на больших высотах. Однако пока неясно, как Aeroscraft или последующие модели поведут себя в верхних слоях атмосферы.

Экономическое значение американского проекта велико. Когда-то в СССР 1970-х годов возникли планы использования дирижаблей на Севере. Но мечта потухла в унылых кабинетах чиновников. Между тем этот вид транспорта может конкурировать с железной дорогой и сильно потеснить реактивную авиацию. Вопрос в инвестициях и размахе проекта – он не должен быть локальным. Россия имеет собственные группы разработчиков дирижаблей, и при специальной программе обогнать США в этом направлении транспорта вполне возможно. Колоссальные размеры страны лишь благоприятствуют развитию более экономичных воздушных перевозок. Заодно иное значение приобретет проблема инфраструктуры.

В США возлагают большие надежды на Aeroscraft. Развитие этого направления транспорта откроет массу возможностей. Дирижабли могут быть использованы в аэрокосмической области, при прокладке разного типа путей сообщения, а главное – при прямой перевозке грузов. Можно резко уменьшить объем погрузочно-разгрузочных работ, что обеспечит дополнительную экономию. По планам компании Aeros, на подготовку её детища к эксплуатации необходимо три года. И тогда 137-метровый летательный аппарат сможет перевозить 66 тонн груза. На этом вряд ли будет поставлена точка. Наработка опыта позволит быстро перейти к постройке намного более крупных транспортных дирижаблей.

Воздушный транспорт является наиболее дорогим. Однако со временем он может стать намного дешевле многих видов наземного транспорта. Пока речь идет о том, чтобы потеснить самолеты по экономичности, дальности и надежности перевозок. Стыковка дирижабля может осуществляться с шестом, или он может вертикально опускаться, а затем взлетать.

В Aeros подсчитали: дирижабль-самолет сможет потреблять втрое меньше топлива, чем транспортный самолет. Заполнять оболочку дирижабля будет гелий. Для её изготовления были выбраны сверхлегкое углеродное волокно и алюминий.

Основатель, директор и главный инженер Aeroscraf Игорь Пастернак приехал в Соединенные Штаты из Украины. Он убежден, что созданная конструкция уникальна, а испытания это целиком подтвердили. Однако скептики могут заметить, что летательный аппарат еще не поднимался выше нескольких метров в ангаре. У создателей беспокойство вызывает способность дирижабля противостоять резким проявлениям погоды, таким как сильные ветра. Способности машины должны показать дальнейшие испытания. И если дело пойдет успешно, то более крупным конструкциям с мощными двигателями будет легче бороться с экстремальными фокусами погоды.

История построения дирижаблей и их эксплуатации имеет немало черных эпизодов. Критиков этого вида транспорта гораздо больше, чем верных сторонников. Однако дирижабли – это не неудачный воздушный опыт из прошлого, а транспорт с потенциалом, если только наука не предложит в ближайшие годы чего-то более экономичного и скоростного. Дирижабли заслуживают серьезного отношения, и внимание к ним военных из США – важный урок для тех, кто ничего не желает о них слышать.

Вам может быть интересно

Китай обвинил США в расширении военной мощи в космосе
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

В Екатеринбурге решили снести бывший дом Ельцина

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой

Украинские войска оставили позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой ДНР, сообщил советник главы республики Игорь Кимаковский.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Немецкие танки в Москве имеют побежденный вид

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Грузовик в Киргизии врезался в группу детей

В киргизском поселке грузовой автомобиль без водителя сбил 29 детей на празднике, трое из них находятся в тяжелом состоянии, сообщили в пресс-службе министерства здравоохранения страны.

Звание генерал-лейтенанта присвоено заместителю командующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Советник главы ДНР рассказал о значении взятия Бердычей

Освобождение села Бердычи под Авдеевкой расширяет плацдарм российских войск и позволит усилить огневое давление на дорогу, ведущую к Покровску, заявил советник главы региона Игорь Кимаковский.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?