Мнения

Юрий Зайнашев
газета ВЗГЛЯД, редактор отдела политики

«Тренер»

17 декабря 2013, 13:13

Когда вешался мой инструктор по фитнесу, стоял прекрасный летний солнечный день. Он решил повеситься утром, попросив маму «сходить за лекарством» в аптеку. Мама заодно еще зашла в магазин, так что в итоге у тренера оказалось часа два свободного времени.

Он сделал петлю из ремня и накинул его на тот самый турник в коридоре, на котором у него дома я сам не раз подтягивался, пыхтя и суча ногами. Снаружи чирикали воробьи, они тогда целыми днями чирикали. Наверняка и домашний кот следил за его действиями. Мама мне потом сказала, кивая на кота: «Он свидетель!»

После развода отец лет 10 никак не общался с сыновьями, полностью их игнорировал

В спальне у тренера, где я тоже не раз махал гантелями, давно уже был создан целый «иконостас» суицида. Всю стену под книжными полками украшали красивые, черно-белые мужественные портреты – Маяковский, Есенин, Хемингуэй, Юкио Мисима, кто-то еще. Впрочем, рядом на полках стояли книги и про успешных великих боксеров, типа Мухаммеда Али, вполне жизнелюбивых. Тренеру уже было за сорок, и он страдал – не сбылись его надежды на успех в жизни. Еще он пил.

Его отец – знаменитый по сей день советский, ныне российский писатель – бросил его с братом, когда они были подростками. Перевез в Москву из Владимира и тут же бросил. Как узнал уже потом, на поминках, писатель сам подал на развод и разменял квартиру. Поселился один, вскоре пошел в гору. Еще в советское время я как-то делал его портретное интервью на полстраницы, еще не зная, что спустя семь лет подружусь с его сыном – боксером и поэтом.

После развода отец лет 10 никак не общался с сыновьями, полностью их игнорировал, как будто их не существует. Завел новую семью. Кстати, в том самом нашем с ним интервью для эффектности финала я спросил писателя, в чем смысл его жизни. Собеседник, мудро морща лоб, ответил: «У меня растет дочь», и рассказал, как это наполняет его жизнь смыслом.

Интервью вышло пафосное, в редакции его повесили на доску почета. Потом, через много лет, я узнал, что интервью стало очередным ударом по первой семье. Разбередило и так не заживавшую рану – про них даже не упомянули...

На поминки отец, разумеется, пришел. Был он какой-то удивленный, но все равно вальяжный, уверенный в себе. Узнал меня, протянул руку. Я секунду колебался, но все же пожал... Выпили за упокой. Но на вторых поминках, на 9-й день, отца уже не было. Оказалось, он улетел читать давно запланированный курс лекций в университете на Западе... Курс, подозреваю, был о русской словесности и духовности.

Мой друг всю жизнь мечтал обойти отца. Самому стать гениальным поэтом, чтобы отец признал свою неправоту, свою огромную ошибку, чтобы отец сам стал читать лекции в универах о творчестве сына.

У тренера была совершенно непоэтическая внешность. Фигурой и лицом он напоминал неандертальца. Он пошел в бокс, где выглядел угрожающе красивым, но в душе остался хрупким. В молодости, едва устроившись дворником и получив отдельную квартирку, отселившись от мамы, он тут же запил. И с тех пор пил с перерывами всю жизнь. Но параллельно ухитрялся заниматься спортом, сдавать нормативы, а также зарабатывать на хлеб журналистикой. И писать четверостишия. На одну его подборку написал положительный отзыв даже сам Евтушенко. Но издатели стихов его брать не хотели.

Я к нему относился душевно, мы дружили. Постоянно ходили в одной компании в спортзал, в баню, вместе работали. Когда не хватало денег на фитнес-центр, я тренировался у него дома. Он старательно журналистничал, искал и делал «заказухи», то есть писал за взятки, но это все было не главное. Главное, он продолжал ждать, когда же издатели наконец оценят его стихи. Он не сомневался в своей гениальности.

С каждым годом обида пожирала его все сильнее. Он не мог смириться со своей заурядностью. Никто из близких, в том числе и я, не говорили ему правды о том, что стихи его – слабые. Что надо с этим смириться и заняться другими делами. Напротив, его мама до сих пор считает сына непонятым гением. В общем, его мама – литературный критик – только подогревала его жажду славы.

С отцом они вроде как помирились, еще когда ему было лет 25. Он сам написал отцу письмо, с которого отношения и возобновились. Стали общаться, перезваниваться. Типа, обида ушла. На поминках отец – наверно, не случайно, а чтобы убедить аудиторию – начал сладким голосом рассказывать, как сын заезжал к нему в гости в Переделкино, жарил на кухне замечательное мясо...

На поминках я узнал, что мать в последние недели просила отца взять сына к себе в Переделкино, на свежий воздух, видя, как ему плохо. Отец ответил: «Мне это будет неудобно».

Младший брат тренера еще с армии стал алкоголиком, а говорят, и наркоманом, но он пошел по врачебной карьере, стал зубным врачом и не заморачивался по поводу своей гениальности. Он был веселый, циничный, рубаха-парень, носил золотую цепь на груди. Зарабатывал достаточно, чтобы жить отдельно и пить. Его все устраивало.

Старший же начал ненавидеть себя за лузерство. Его ожидания от самого себя никак не отвечали реальности. «Хожу и думаю, как бы лучше убить себя! – признался он мне однажды. – То ли задушить, то ли зарезать!»

Он вел рубрику в еженедельнике, личную, авторскую. Про смысл жизни. Про мужественность. Типа, как достичь успеха. Еженедельник все время тестировали на фокус-группах, на читателях. Рубрика стала набирать все меньше баллов. Скатилась на «тройку». Хотя, на мой взгляд, была она хорошей, и вообще в прозе он писал хорошо. Но рубрику закрыли. Впрочем, главный редактор, который тоже принадлежал к нашей компании, пообещал, что в деньгах мой тренер не потеряет, зарплата останется прежней. Просто больше не будет странички с его фотографией и задушевными советами, как стать настоящим мужчиной. Это было за месяц до суицида.

У него был и психиатр. Старый русский немец, родич нашего общего друга. Я его видел раз – приходил к нему посоветоваться из-за неладов с женой. Старый, высокий, строгий, высохший, как Кощей, с орлиным носом, как у истинного арийца. Психиатр он, видимо, был замечательный. В последние годы он здорово подлечил тренера. Насколько я его знаю, немец общался с ним помногу часов каждую неделю, вкладывался в него по полной.

В итоге тренер уже несколько лет ходил трезвым и строил большие планы. Но за год до того веселый младший брат зазвал его на рыбалку на Волгу и там таки споил. После этого наш друг окончательно упал духом, потерял веру в себя, в то, что сможет завязать с водкой.

Уже за месяц до самоубийства глаза у него стали стеклянные. Он еще ходил, говорил, ел, даже тренировал меня, отсчитывал мои жимы на перекладине и страховал мою штангу кончиками пальцев. Но было видно, что внутри него жизнь как-то остановилась, остыла, и мысли у него остановились, сосредоточились вокруг какой-то одной.

Я догадывался, какой, но не хотел верить. Я был такой здоровый, молодой и успешный, мое «эго» настоятельно советовало мне не париться по его поводу. Он и не просил помочь. На расспросы отвечал: «Нормально», механическим тоном. Я чувствовал, что ничем не смогу ему помочь. Ну, или я врал себе и просто не хотел грузиться его грузом. Наверно, я не был ему искренним другом.

На поминках наша общая подруга, коллега по редакции, рассказала, что сам он точкой отсчета считал неразделенную любовь – был, по ее словам, бурный роман с замужней женщиной, та его как-то резко бросила, и с этого все началось. А дальше просто «приняло очертания летящего под откос поезда», как она выразилась. Не знаю, мне он рассказывал только про случайные связи – знакомился в метро, например.

В пятницу мы должны были с ним снова качаться. Впрочем, это было под вопросом. Я сказал: «Давай, если качаемся, то я в четверг вечером позвоню. Если нет, то – нет».

Я не позвонил, почему – уже не помню. Хотя следовало. Ушел пить пиво с приятелями. Наутро он повесился.

Старый психиатр-немец сказал по этому поводу только три слова: «Какая же он свинья!»

Вам может быть интересно

При ракетном ударе по Белгороду погибли два человека
Темы дня

Россия поможет Кубе пережить экономическую блокаду США

Россия продолжит поддерживать Кубу, в том числе материально – на этой неделе стало известно об отправке союзнику очередной партии нефти. В Москве рассчитывают урегулировать вопросы экономической блокады через диалог с США, но не исключают и более жестких сценариев: российские эксперты обсуждают возможность военного сопровождения танкеров. Зачем Москве Гавана, чем еще Россия могла бы помочь кубинцам и какие риски несет сотрудничество с островом под санкциями?

Пашинян превращает Армению в зону ядерного эксперимента

Премьер Армении Никол Пашинян заключил с США соглашение о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики. В рамках этой сделки США поставят Еревану малые модульные реакторы. Однако эксперты указывают, что в Америке эта технология еще сырая, а поэтому сейсмоопасная Армения рискует стать полигоном для непредсказуемого ядерного эксперимента.

Польша и Литва объявили о создании полигона НАТО в Сувалкском коридоре

Глава Минобороны ФРГ признал мощь Северного флота России

Диетолог рассказал о вреде блинов с икрой на Масленицу

Новости

Мерц признал преимущество России над ЕС

Канцлер Германии Фридрих Мерц подчеркнул, что несмотря на экономическое превосходство, Евросоюз не сильнее России по ряду ключевых параметров.

В Гидрометцентре Петербурга допустили полное замерзание Финского залива

Финский залив сейчас покрыт льдом примерно на 80%, сообщил начальник петербургского Гидрометцентра Александр Колесов.

Власти Германии не встретили Зеленского в аэропорту Мюнхена

В аэропорту Мюнхена украинского лидера по прибытии на конференцию приветствовали лишь представители украинского посольства, а не руководство принимающей страны.

Пашинян предложил Москве продать концессию железных дорог Армении

Премьер-министр Армении Никол Пашинян выступил с предложением к России передать право концессионного управления железными дорогами Армении стране, дружественной России и Армении.

Песков объяснил выбор Женевы для переговоров по Украине

Следующий раунд переговоров по украинскому урегулированию пройдет в Женеве, поскольку это место признано наиболее удобным для всех сторон, отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Минюст исключил из списка иноагентов основателя сети Zenden

В связи с утратой признаков иностранного агента из реестра исключен основатель сети обувных магазинов Zenden Андрей Павлов. При этом министерство юстиции России внесло в реестр иностранных агентов журналисток Марию Лацинскую, Марину Охримовскую и Галину Сидорову.

Верховный муфтий России предложил перенести молельные комнаты в ТЦ

Председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Сафа Таджуддин предложил перенести молельные комнаты из многоквартирных домов в общественные места, такие как торговые центры и магазины.

Холода заставили оставшихся без энергоносителей из России финнов вырубать леса

Резкое похолодание в Финляндии привело к массовой вырубке лесов и веерным отключениям электричества, что усугубило экономические проблемы страны, отмечают местные жители и пресса.

В Госдуму внесен проект о досрочном прекращении полномочий депутата Дзюбы

Государственная Дума рассмотрит вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Виктора Дзюбы.

Безруков объяснил отказ от выдвижения на должность ректора Школы-студии МХАТ

Народный артист России Сергей Безруков не собирается выдвигать свою кандидатуру на должность ректора Школы-студии МХАТ.

Каллас назвала «законом джунглей» нынешнее мироустройство

На Мюнхенской конференции по безопасности глава дипломатии Евросоюза Кая Каллас заявила, что Евросоюз представляет собой сообщество маленьких стран, которым нужна защита, так как сегодня в мире действует «закон джунглей».

Министр обороны Франции: Европа должна готовиться к интенсивному конфликту

Министр обороны Франции Катрин Вотрен подчеркнула важность подготовки Европы к возможному конфликту высокой интенсивности, отметив это как лучший способ избежать угрозы.
Мнения

Сергей Миркин: Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

Юрий Мавашев: Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

Ирина Алкснис: Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов