Мнения

Эдуард Биров
журналист

«Причина не в старых самолетах»

18 ноября 2013, 14:11

Фото: из личного архива

На волне ужаса от казанской авиакатастрофы активно продвигается тезис о том, что «во всем виноваты старые самолеты». Так было после всех крупных трагедий с самолетами, так происходит и сейчас. Журнал «Эксперт» по итогам расследования причин авиакатастрофы в Ярославле разобрал этот миф с помощью экспертов и пришел к выводу, что этот миф не отражает реальность.

Государство обязано ужесточать требования и контроль за всеми ключевыми сферами жизнедеятельности страны

Федор Борисов, cтарший советник EPPA Russia: «Первая реакция после любой авиационной аварии обычно очень болезненная, резкая, но она, как правило, не имеет никакого отношения к природе произошедшего события. Помните старое армейское выражение: сейчас я разберусь как следует и накажу кого попало? Так вот, после авиакатастрофы все обычно наоборот – наказывают кого попало, а уже потом разбираются. А это очень плохо, потому что уводит нас в сторону от поиска реальной проблемы. Первый ложный след, по которому обычно идут, – именно старые самолеты.

Ложный он потому, что старых самолетов не бывает. Нет в природе такого определения. Я, например, не так давно летал в Голландии на самолете 1931 года разработки и 1943 года производства. Да, его, конечно, много раз ремонтировали, массу всего внутри поменяли, но я на нем чудесно летал, и он не старый. Самолет, выпущенный и 50 и 70 лет назад сам по себе безопасен, если он соответствует требованиям летной безопасности. Если у вас все узлы сертифицированы, если вы следите за его состоянием, то проблема старого самолета – это не безопасность, а исключительно его экономическая эффективность: насколько авиакомпании выгодно его эксплуатировать».

Алексей, пилот одной из ведущих российских авиакомпаний: «С точки зрения пилота нет абсолютно никакой разницы, сколько лет самолету – что год, что десять, что двадцать. В любом случае пилот сам принимает окончательное решение, вылетать или нет. Потому что он точно так же, как и пассажиры, хочет вернуться домой к жене и детям и ни в коем случае не полетит с какой-то серьезной неисправностью.

Есть, скажем так, официально разрешенный производителем список неисправностей, с которыми возможен вылет. Но если командир не чувствует себя уверенным в том, что он с этой неисправностью долетит, он и не полетит. Например, автопилот. Представьте: вы едете на машине, у вас отказал круиз-контроль. Это проблема? В общем-то, нет. Но с точки зрения пилота, если лететь долго, далеко, а пилотирование вручную – дополнительная нагрузка на экипаж, командир может просто отказаться. Да, у старых самолетов такие неисправности случаются чаще, но решение всегда остается за пилотом».

Понятно, что массовому сознанию легче воспринять легкие однозначные объяснения проблемы и катастрофы, равно как и простые пути ее решения. Однако практика показывает, что так не бывает. В то же время очевидно, что проблема плохого состояния гражданской авиации в России существует – было бы странно, если бы после развала огромной страны и ее крупной промышленности такой проблемы не было. Однако суть проблемы, на мой взгляд, находится в другом явлении. Оно названо в сегодняшнем материале «Эксперта» по мотивам казанской трагедии.

Вячеслав Маврин, экс-глава профсоюза авиаработников центра России: «Мы пожинаем результаты коммерциализации отечественной авиации. Во главу угла сегодня поставлена выгода, а не безопасность. Экономят на всем – обучении пилотов, тренажерах, реальных тренировках. И не нужно думать, что никто не пытался поставить эти вопросы на рассмотрение правительства. Пытались, но безуспешно – у владельцев авиакомпаний большие лоббистские возможности...»

Коммерциализация всего и вся, желание предельной и запредельной выгоды через сокращение затрат даже на самое необходимое – это главная причина бед современного мира (не только России) во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Исходит эта причина из неолиберальной догмы, распространившейся по всему миру, согласно которой главное в жизни – это прибыль. Прибыль любой ценой, личная выгода за счет окружающих. Отсюда и использование химии в изготовлении еды, и разбавление асфальта при строительстве дорог, и гастарбайтеры как сверхдешевая рабочая сила, увод прибыли через офшоры и весь остальной мухлеж в современном обществе (подчеркиваю – не только в российском).

Понятно, что в авиации – те же самые проблемы, она хоть и летает по воздуху, но не на Марсе живет. Прибыль любой ценой – это в том числе и старые самолеты, но что гораздо важнее – плохой ремонт, слабый учебный налет летчиков, усталость этих самых летчиков от количества рейсов и многое другое.

В то же время здесь нельзя утрировать и доходить до другой крайности – абсолютного отказа от доходности как критерия качества работы. Все-таки работа любой компании должна оцениваться в том числе и доходностью, иначе мы получаем безответственность и пофигизм, так широко распространенный в советское время. Самая суть проблемы, на мой взгляд, не столько в самом принципе коммерциализации, сколько в использовании этого принципа непорядочными людьми, то есть в пресловутом человеческом факторе руководителей компаний.

Понятно, что они, неограниченные ничем, будут преследовать исключительно максимизацию прибыли и тем самым вредить качеству своего продукта. Не все, конечно, есть и предприниматели с внутренней самоцензурой, с честью, достоинством и совестью. Но даже один непорядочный собственник компании в такой ответственной сфере, как авиация или строительство жилья, способен угробить десятки и сотни людей, нанести колоссальный вред стране, создать предпосылки к очередной катастрофе.

Поэтому речь должна идти о том, что государство обязано ужесточать требования и контроль за всеми ключевыми сферами жизнедеятельности страны, где работают и зарабатывают деньги частники.

Подчеркиваю – не национализировать в прямом смысле, не брать на себя всю тяжесть расходов (пусть расходуют те, кто на этом зарабатывает немалые деньги), а оставляя компании частными, ставить жесткие рамки и предельно четкие правила деятельности, за нарушение которых должно следовать жесткое наказание – уголовное, финансовое и любое другое.

До тех пор пока мы не придумали и не предложили миру четкую альтернативу существующей экономики, живущей по принципу хищника и золотого тельца, до тех пока не разработана детально и не реализована хоть частично, условно «нравственная экономика», работающая по принципу солидарности и ответственности за других, нам необходимо хотя бы свести к минимуму увеличивающиеся риски нынешней экономики. Прежде всего, усилиями государственного контроля и введения четких стандартов для всех. В том числе и, возможно, прежде всего в авиации.

Источник: Блог Эдуарда Бирова

Вам может быть интересно

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Захарова призвала Латвию показать список стран, «разрешивших» Украине бить по России

ВС России поразили штаб оперативного командования ВСУ «Юг»

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Стали известны сроки поставки первых F-16 Украине

Первые истребители F-16 могут появиться на Украине после Пасхи, которая в этом году выпадает на 5 мая, заявил представитель воздушных сил ВСУ Илья.

Британцы раскритиковали Латвию за попытки запугивания Россией

Читатели британского издания Daily Mail сочли попыткой «нагнать страха» призывы рижского мэра Вилниса Кирсиса к латышам превращать подвалы в бомбоубежища из-за опасений перед Россией.

BI: РЭБ России успешно уничтожает американское оружие точного наведения

Очередное американское оружие точного наведения, поставленное Украине, было нейтрализовано российскими средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), сообщает Business Insider.

В Госдуме высказались об отказе США признавать уничтожение ракет ATACMS

Отказ Вашингтона признавать уничтожение американских оперативно-тактических ракет ATACMS средствами противовоздушной обороны России обусловлен страхом, заявил депутат Госдумы от Крымского региона, член комитета по безопасности Михаил Шеремет.

Концерт Нетребко отменили в Швейцарии из-за конференции по Украине

Выступление российской оперной певицы Анны Нетребко, запланированное на 1 июня в швейцарском Люцерне, отменено, сообщил Центр культуры и конгрессов Люцерна (KKL).

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Сотрудники американского, британского, немецкого, французского и польского посольств смогут без очереди осмотреть выставку трофейной техники в российской столице, такое ироничное объявление сделали организаторы выставки.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев опубликовал в своих соцсетях поздравление с Праздником весны и труда с переделанным советским военным плакатом, на котором вместо Гитлера изображен президент Украины Владимир Зеленский.

Рэдклифф заявил о сожалении из-за «трансфобии» Роулинг

Звезда «Гарри Поттера» Дэниэл Рэдклифф отреагировал на недавние высказывания Джоан Роулинг, которая раскритиковала закон о наказании за неправильные местоимения при обращении к трансгендерам в Шотландии.

Спецназовец «Ахмата» откопал себя ножом из-под завалов после удара ВСУ

Командир группы «Ахмат» с позывным «Кыпчак» заявил, что откапывал себя ножом 14 часов из-под завалов, которые образовались из-за атаки украинских военных.
Мнения

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?