После двух месяцев падения сырьевые и фондовые рынки наконец немного успокоились. Провалившись до 98 долларов за баррель, нефть марки Brent подросла к 8 июня до 100 долларов. Ожидание большого обострения глобального кризиса может оказаться преждевременным, и вместо великой депрессии мировая экономика окажется в очередной паузе. Каковы тогда ее перспективы? Что изменилось с 2010 года?
Как можно ожидать, за весенне-летним спадом этого года наступит новый застой на рынках
Федеральный резерв США в 2009–2010 годах невольно протянул руку помощи всем экономически тонущим зонам планеты. Без долларовой эмиссии и без субсидирования банковского сектора стабилизация 2010 года была бы невозможна. Спекуляции на сырьевом рынке и фондовых биржах были ее побочным эффектом: банкам приходилось во что-то вкладывать средства, избегая опасного реального сектора. В него деньги шли неохотно, несмотря на все уговоры чиновников. В некоторых странах правительства поддержали жилищное строительство и кредитование. Так поступили в Германии. В Греции действовали обратным образом. Ввели налог на жилье, добивший национальный строительный рынок.
Относительно высокие сырьевые цены в 2010–2011 годах положительно повлияли на Россию. Но по мере того как ситуация в мировой экономике продолжала ухудшаться, обнаружился значительный отток капитала. Инвесторы заняли еще более осторожные позиции. В условиях новой дестабилизации рынков остается мало шансов для повышения капиталовложений. Закон кризиса прост: капиталам, чтобы уцелеть до начала реального оживления, необходимо прятаться. При этом банки не всегда могут быть надежным убежищем для укрывающихся средств. Всюду в мире многие из них рискуют разориться. В Евросоюзе и США кредитные институты сидят под правительственной капельницей. Без новой дозы государственных денег они легко могут начать лопаться.
Смысл антикризисной политики последних лет на Западе сводился к тому, что государства восстанавливали банкам потери после очередного рыночного падения. Стартовавшее затем оживление являлось ложным – не означающим начало выхода из кризиса, а лишь создающим временный эффект улучшения. Прямые инвестиции и расширение кредитования при таких условиях обещали проблемы на будущее. И все, кто шел этим путем, гарантированно станут испытывать проблемы в 2012–2013 годах. Вера либеральных экономистов в то, что капиталовложения могут привести к устойчивому росту, подвела и Китай. Сегодня он вынужден бороться за сохранение роста, чтобы не упасть. Для КНР спад грозит социальными потрясениями. Вырваться в лидеры мировой экономики Китай не смог.
Существуют два варианта развития событий на торговых площадках мира. Падение может продолжиться еще пару месяцев, а может остановиться усилиями центральных банков. Это имеет мало значения для дальнейшего хода дел. После падения, вероятно, наступит очередная пауза. Затем, если финансовый сектор будет вновь поддержан за счет эмиссии доллара и евро, случится новый короткий подъем на рынках, который снова будет оборван падением. Однако велика вероятность другого сценария. За спадом наступит пауза – цены «застынут» на пониженном уровне. Потом, как это было в 2011 году, после летнего застоя возобновится падение.
Второй сценарий чрезвычайно важен. Если он реализуется, будет доказано, что мировой кризис перешел в более тяжелое состояние. За год рынки показывают положительную динамику всего несколько месяцев, а большая часть года проходит в застойном состоянии и спадах. Для России, как и для других стран со значительным товарным экспортом, такое положение чрезвычайно неблагоприятно. Оно, вместе с тем, предстает некой преддепрессией. Настоящая экономическая депрессия никак не может наступить из-за противодействия неолиберальных регуляторов, но она надвигается. Механизмы снятия некоторых важных симптомов кризиса становятся все менее эффективными. Денежное «лекарство» теряет результативность. И дело не только в «привыкании», но и само оно заканчивается и становится слабее.
Государственные финансы США, стран еврозоны и Евросоюза перегружены. Китайская экономика перегрета. Для оптимистических ожиданий не видно материального основания. Однако это не означает, будто стабилизация рынков отныне невозможна. Правительствам Запада еще по силам ее добиться. КНР может еще поддержать собственный рост какое-то время. И, как можно ожидать, за весенне-летним спадом этого года наступит новый застой на рынках. И он будет более тревожным, чем предыдущие паузы. Быть может, это подвигнет правительства на поиск нового антикризисного рецепта? Вероятность такого сценария мала.
О том, произошла ли уже посадка рынков, мы узнаем позднее. Но то, что она не является мягкой, ясно уже теперь. Черное золото потеряло 25 долларов от рекордной в этом году цены, и если будет терять еще, то 2012 год по своим дурным признакам сильно обойдет 2011 год.
Специально для газеты ВЗГЛЯД