Мнения

Екатерина Решетова
старший научный сотрудник, к.э.н. Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

«Ответ очевиден»

14 ноября 2012, 12:50

Фото: из личного архива

Известно, что в центральной части Московской области – самая высокая интенсивность движения автомобильного транспорта, составляющая почти на всех магистралях на расстоянии до 100 км на выходах из Москвы 30–60 тыс. авт./сут. и даже более на головных участках. Обычно это является поводом для разговоров о строительстве платных автомобильных дорог, так как предполагается, что высокая интенсивность – достаточное условие для привлечения инвесторов, жаждущих «отбить» свои вложения и получить прибыль.

Привлечение частного сектора в дорожное строительство необходимо, но не является панацеей

Так, на субботнем совещании мэр, обращаясь к нескольким десяткам инвесторов, работающих на территориях «новой Москвы», призвал инвесторов к участию в дорожном строительстве: «Правительство Москвы рассчитывает на ваше участие в дорожном фонде, в строительстве дорог, особенно там, где ваши объекты примыкают к транспортной сети».

Однако мировой опыт подтверждает, что ни в одной из стран мира (кроме Китая в период 1990–2000 гг.) введение платности не играло заметной роли в развитии национального дорожного хозяйства. Строительство сетей в странах развитой автомобилизации (рубеж развитой автомобилизации начинается от 450–500 автомобилей на 1000 жителей) происходит обычно за счет целевых дорожных налогов, заложенных в цену моторных топлив и поступающих в дорожные фонды.

Европейский опыт платных дорог привязан к механизму государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), предусматривающего значительное участие государства в форме долевых инвестиций и хеджирования рисков. Протяженность платных участков автомобильных дорог в суммарной протяженности национальной сети крайне незначительна и обычно не превышает 3%. При этом ставки транспортных пошлин в странах с развитыми законодательными нормами защиты прав потребителей составляют порядка 0,06–0,1 евро/км и позволяют окупить:

– затраты на приобретение и эксплуатацию специального оборудования для сбора платы, на расширение проезжей части в местах расположения турникетов и т.п.;

– затраты концессионера на качественное содержание дороги;– в удачных случаях, когда перспективный трафик оправдал ожидания концессионера, – процентные расходы по обслуживанию кредитов, привлеченных на строительство (реконструкцию) дороги.

Характерными примерами функционирования платного объекта транспортной инфраструктуры в качестве прибыльного инвестиционного проекта являются платные объекты, сооруженные в крупнейших азиатских агломерациях (Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур и др.). Но для этого требуется наличие следующих условий:

– высокая автомобилизация населения и, соответственно, высокая концентрация трафика на платном участке;

– готовность населения платить высокие транспортные пошлины при отсутствии ограничений по поводу защиты прав потребителей – до $1/км.

В России же фактически отсутствуют условия для применения как западных рецептов развития платных дорог (то есть распараллеливания трафика на развитой сети и создания сегмента бизнес-класса в дорожном хозяйстве),  так и азиатских (то есть амнистии капиталов в условиях снятия тарифных ограничений). Государство, в свою очередь, при принятии решения о сотрудничестве с частным сектором должно опираться на детальный анализ эффектов от конкретного проекта в заданных условиях, а не учитывать интуитивные и косвенные факторы, такие как дефицит бюджетных средств или значительный интерес со стороны частного сектора к определенной проектной тематике.

Главная трудность при этом состоит в определении объектов и схем реализации проектов посредством механизма государственно-частного партнерства. Частный бизнес в настоящее время развивается очень активно в сфере морских портов и терминальных перегрузочных узлов, и это вполне естественно. Примеров же строительства линейных сооружений – железнодорожных путей или автомобильных дорог – за счет частных инвестиций, к сожалению, очень мало. Ответ очевиден – там, где есть спрос, где бизнесу нужны терминалы для отправки грузов на экспорт, проблема привлечения частных инвестиций решается довольно легко. А вот обеспечение притока частных инвестиций в строительство линейных сооружений до настоящего времени заканчивалось просто кредитами государственных банков.

В этой связи многолетняя пропаганда идеи развития сети платных дорог как магистрального направления развития национальной дорожной сети и универсального средства «снижения нагрузки на государственный бюджет» представляется непродуктивной.

Из этого можно сделать вывод, что привлечение частного сектора в дорожное строительство необходимо, но не является панацеей. Так же, как нельзя решить системную проблему качества дорог только за счет повышения ответственности подрядчиков. Чтобы сделать контракты привлекательными для частных инвесторов, нужно четко прописать правила и условия участия сторон, а также внести изменения в бюджетное законодательство (в настоящее время долгосрочных бюджетных обязательств не существует – бюджеты есть годовые и трехлетние, а контракты, заключаемые в рамках государственно-частного партнерства, зачастую предполагают обязательства бюджета на 20 и более лет вперед), совершенствовать нормативную базу строительства. Точкой отсчета при разработке проектов должны быть потребности развития конкретных территорий, а не только эффективность вложения бюджетных средств.

Что касается реализации второго выдвинутого заявления столичных властей – эксплуатации участков дорог между Москвой и Подмосковьем в качестве платных автомобильных дорог, которые помогут разгрузить транспортные магистрали в Подмосковье и на въездах в город – тут не все так однозначно.

Для этого почти повсеместно необходимо строительство параллельных дорог, иногда с двух сторон от существующей дороги, вследствие неразвитой низовой сети дорог и низкой связности территорий. Это, во-первых, весьма проблематично, так как плотность застройки в московском регионе очень высока, а земля стоит весьма дорого, а, во-вторых, экономически нецелесообразно: для организации платной эксплуатации существующих дорог потребуется гораздо больше средств, чем на их простую реконструкцию.

Кроме того, для эксплуатации автомобильных дорог на платной основе необходимо также соблюдение еще одного крайне важного условия – обеспечение достаточно больших перегонов между пунктами взимания платы. Это весьма затруднительно реализовать в Московской области, где практически все автомобильные дороги федерального значения являются основными в обеспечении местных автомобильных перевозок и за счёт большого количества пересечений и примыканий выполняют функцию распределительных дорог.

Таким образом, скоростные дороги с платным проездом должны создаваться на европейской части России не на основе существующих, а параллельно существующим автомобильным дорогам по направлениям с высокой потребностью в автомобильных перевозках. При этом основным отличием вновь формируемой сети магистральных дорог должно являться исключение в качестве исходной точки центральной части – Московской области и Москвы, выполняющей в настоящее время функции крупнейшего грузового хаба на европейской части территории РФ (60–80% грузовой и транспортной работы всей Российской Федерации совершается в Москву, из Москвы или через Москву транзитом).

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

ЕС допустил удар Украины по Крымскому мосту «в рамках самообороны»
Темы дня

Россия отрезвит Макрона и Кэмерона ядерным оружием

Владимир Путин поручил начать подготовку учений ракетных соединений Южного военного округа, ВКС и сил ВМФ. Российские военные будут отрабатывать применение нестратегического ядерного оружия. Решение принято на фоне агрессивной риторики европейских лидеров о возможном вводе сухопутных войск стран НАТО на Украину и применении дальнобойного оружия для ударов по территории России. Смогут ли ядерные учения остудить пыл западных политиков?

Преодолена критическая зависимость от западных турбин

Россия преодолела зависимость от газовых турбин большой мощности Siemens и General Electric, заявил глава Ростеха Сергей Чемезов. И Россия, в отличие от Ирана, сделала это благодаря собственным мозгам и технологиям. Первая серийная турбина будет установлена на электростанцию на Таманском полуострове. Как Россия вообще оказалась в такой критической зависимости от западных турбин?

Российские войска освободили Соловьево в ДНР и Котляровку в Харьковской области

Арсен Аваков объявлен в розыск в России

Боррель предложил производить оружие на Украине

Новости

УВЗ отправил в войска два эшелона танков

«Уралвагонзавод» (в составе концерна УВЗ входит в Ростех) отправил эшелоны танков Т-90М «Прорыв» и Т-72Б3М в Министерство обороны России, сообщили в пресс-службе концерна.

ВСУ безуспешно попытались вернуть позиции в районе Сватово

Подразделения ВСУ в минувшие выходные безуспешно попытались вернуть ранее утраченные позиции в районе Сватова ЛНР, силы России отбили атаки противника и заняли более выгодные рубежи, заявил военный эксперт Андрей Марочко.

На Украине сравнили российскую бомбу с землетрясением

Удар российской бомбы, сброшенной с самолета ВКС России, был сравним с землетрясением.

Французский Иностранный легион понес первые потери на Украине

Информацию о прибытии легионеров на Украину подтвердили военкоры, участники подполья и военные эксперты. По их данным, французские солдаты, набранные из 3-го пехотного полка Иностранного легиона, были развернуты в поддержку 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ в Славянске.

Черноморский флот уничтожил пять катеров ВСУ у побережья Крыма

Силами Черноморского флота ВС России в районе северо-западного побережья Крымского полуострова уничтожено пять безэкипажных катеров ВСУ, сообщили в Министерстве обороны.

Обвиняемый во взятке замминистра Иванов попросил о домашнем аресте

Адвокаты обвиняемого в получении взятки заместителя министра обороны Тимура Иванова просят Мосгорсуд отменить решение о заключении под стражу и перевести своего подзащитного под домашний арест. Аппеляционная жалоба будет рассмотрена 8 мая.

Кремль объяснил необходимость учений с ядерным оружием

Западные представители заявляли о готовности и даже намерении отправить вооруженные контингенты на Украину, чем провоцировали новый, беспрецедентный виток напряженности, заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, объясняя подготовку ВС России к предстоящим ядерным учениям.

В Кремле объяснили объявление в розыск украинских политиков

МВД объявило в розыск украинских политиков – нынешнего президента Владимира Зеленского и экс-президента Петра Порошенко – в рамках расследований преступлений киевского режима, сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.

ФСБ рассекретила признания адъютанта Гитлера о вкладе СССР в разгром нацизма

Федеральная служба безопасности России рассекретила документы из следственного дела бывшего личного адъютанта Адольфа Гитлера Отто Гюнше, в которых он признает решающую роль СССР в разгроме нацизма.

В СВР заявили об активизации усилий США по поиску альтернативы Зеленскому

США активизировали усилия по поиску альтернативы президенту Украины Владимиру Зеленскому, сообщило пресс-бюро Службы внешней разведки (СВР) России.

Госдума одобрила запрет иноагентам быть кандидатами и наблюдателями на выборах

Госдума приняла пакет поправок к законопроекту, которые запрещают иностранным агентам баллотироваться на выборах всех уровней, быть наблюдателями и занимать посты в органах власти.

Польский судья попросил политического убежища в Белоруссии

Судья воеводского административного суда Варшавы Томаш Шмидт обратился к президенту Белоруссии Александру Лукашенко с просьбой предоставить ему политическое убежище из-за несогласия с политикой польских властей, следует из его заявления в Минске.
Мнения

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?