Мнения

Екатерина Решетова
старший научный сотрудник, к.э.н. Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

«Ответ очевиден»

14 ноября 2012, 12:50

Фото: из личного архива

Известно, что в центральной части Московской области – самая высокая интенсивность движения автомобильного транспорта, составляющая почти на всех магистралях на расстоянии до 100 км на выходах из Москвы 30–60 тыс. авт./сут. и даже более на головных участках. Обычно это является поводом для разговоров о строительстве платных автомобильных дорог, так как предполагается, что высокая интенсивность – достаточное условие для привлечения инвесторов, жаждущих «отбить» свои вложения и получить прибыль.

Привлечение частного сектора в дорожное строительство необходимо, но не является панацеей

Так, на субботнем совещании мэр, обращаясь к нескольким десяткам инвесторов, работающих на территориях «новой Москвы», призвал инвесторов к участию в дорожном строительстве: «Правительство Москвы рассчитывает на ваше участие в дорожном фонде, в строительстве дорог, особенно там, где ваши объекты примыкают к транспортной сети».

Однако мировой опыт подтверждает, что ни в одной из стран мира (кроме Китая в период 1990–2000 гг.) введение платности не играло заметной роли в развитии национального дорожного хозяйства. Строительство сетей в странах развитой автомобилизации (рубеж развитой автомобилизации начинается от 450–500 автомобилей на 1000 жителей) происходит обычно за счет целевых дорожных налогов, заложенных в цену моторных топлив и поступающих в дорожные фонды.

Европейский опыт платных дорог привязан к механизму государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), предусматривающего значительное участие государства в форме долевых инвестиций и хеджирования рисков. Протяженность платных участков автомобильных дорог в суммарной протяженности национальной сети крайне незначительна и обычно не превышает 3%. При этом ставки транспортных пошлин в странах с развитыми законодательными нормами защиты прав потребителей составляют порядка 0,06–0,1 евро/км и позволяют окупить:

– затраты на приобретение и эксплуатацию специального оборудования для сбора платы, на расширение проезжей части в местах расположения турникетов и т.п.;

– затраты концессионера на качественное содержание дороги;– в удачных случаях, когда перспективный трафик оправдал ожидания концессионера, – процентные расходы по обслуживанию кредитов, привлеченных на строительство (реконструкцию) дороги.

Характерными примерами функционирования платного объекта транспортной инфраструктуры в качестве прибыльного инвестиционного проекта являются платные объекты, сооруженные в крупнейших азиатских агломерациях (Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур и др.). Но для этого требуется наличие следующих условий:

– высокая автомобилизация населения и, соответственно, высокая концентрация трафика на платном участке;

– готовность населения платить высокие транспортные пошлины при отсутствии ограничений по поводу защиты прав потребителей – до $1/км.

В России же фактически отсутствуют условия для применения как западных рецептов развития платных дорог (то есть распараллеливания трафика на развитой сети и создания сегмента бизнес-класса в дорожном хозяйстве),  так и азиатских (то есть амнистии капиталов в условиях снятия тарифных ограничений). Государство, в свою очередь, при принятии решения о сотрудничестве с частным сектором должно опираться на детальный анализ эффектов от конкретного проекта в заданных условиях, а не учитывать интуитивные и косвенные факторы, такие как дефицит бюджетных средств или значительный интерес со стороны частного сектора к определенной проектной тематике.

Главная трудность при этом состоит в определении объектов и схем реализации проектов посредством механизма государственно-частного партнерства. Частный бизнес в настоящее время развивается очень активно в сфере морских портов и терминальных перегрузочных узлов, и это вполне естественно. Примеров же строительства линейных сооружений – железнодорожных путей или автомобильных дорог – за счет частных инвестиций, к сожалению, очень мало. Ответ очевиден – там, где есть спрос, где бизнесу нужны терминалы для отправки грузов на экспорт, проблема привлечения частных инвестиций решается довольно легко. А вот обеспечение притока частных инвестиций в строительство линейных сооружений до настоящего времени заканчивалось просто кредитами государственных банков.

В этой связи многолетняя пропаганда идеи развития сети платных дорог как магистрального направления развития национальной дорожной сети и универсального средства «снижения нагрузки на государственный бюджет» представляется непродуктивной.

Из этого можно сделать вывод, что привлечение частного сектора в дорожное строительство необходимо, но не является панацеей. Так же, как нельзя решить системную проблему качества дорог только за счет повышения ответственности подрядчиков. Чтобы сделать контракты привлекательными для частных инвесторов, нужно четко прописать правила и условия участия сторон, а также внести изменения в бюджетное законодательство (в настоящее время долгосрочных бюджетных обязательств не существует – бюджеты есть годовые и трехлетние, а контракты, заключаемые в рамках государственно-частного партнерства, зачастую предполагают обязательства бюджета на 20 и более лет вперед), совершенствовать нормативную базу строительства. Точкой отсчета при разработке проектов должны быть потребности развития конкретных территорий, а не только эффективность вложения бюджетных средств.

Что касается реализации второго выдвинутого заявления столичных властей – эксплуатации участков дорог между Москвой и Подмосковьем в качестве платных автомобильных дорог, которые помогут разгрузить транспортные магистрали в Подмосковье и на въездах в город – тут не все так однозначно.

Для этого почти повсеместно необходимо строительство параллельных дорог, иногда с двух сторон от существующей дороги, вследствие неразвитой низовой сети дорог и низкой связности территорий. Это, во-первых, весьма проблематично, так как плотность застройки в московском регионе очень высока, а земля стоит весьма дорого, а, во-вторых, экономически нецелесообразно: для организации платной эксплуатации существующих дорог потребуется гораздо больше средств, чем на их простую реконструкцию.

Кроме того, для эксплуатации автомобильных дорог на платной основе необходимо также соблюдение еще одного крайне важного условия – обеспечение достаточно больших перегонов между пунктами взимания платы. Это весьма затруднительно реализовать в Московской области, где практически все автомобильные дороги федерального значения являются основными в обеспечении местных автомобильных перевозок и за счёт большого количества пересечений и примыканий выполняют функцию распределительных дорог.

Таким образом, скоростные дороги с платным проездом должны создаваться на европейской части России не на основе существующих, а параллельно существующим автомобильным дорогам по направлениям с высокой потребностью в автомобильных перевозках. При этом основным отличием вновь формируемой сети магистральных дорог должно являться исключение в качестве исходной точки центральной части – Московской области и Москвы, выполняющей в настоящее время функции крупнейшего грузового хаба на европейской части территории РФ (60–80% грузовой и транспортной работы всей Российской Федерации совершается в Москву, из Москвы или через Москву транзитом).

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

Дрозденко сообщил об уничтожении БПЛА над Ленинградской областью
Темы дня

Евросоюз вступил с США в войну идеологий

Еврокомиссия наложила штраф на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) в размере 120 млн евро. Это событие вызвало шквал критики со стороны американских властей. По мнению экспертов, произошедшее обнажает глубокий идеологический раскол между США и ЕС. К чему приведет «цифровое» противостояние на Западе и почему лицом этого конфликта отчаянно стремятся стать европейские «Зеленые»?

Латвию стократ наказали за украденный «Дом Москвы»

Латвию заставили расплатиться за грабеж российской государственной собственности. Прибалтийская республика незаконно экспроприировала находившийся в Риге «Дом Москвы», но на уходящей неделе решением российского суда удалось добиться возмещения, причем в стократном размере. Как такое произошло?

Ушаков сообщил о готовности США к «железобетонному соглашению» с Россией

Кэти Перри подтвердила отношения с экс-премьером Канады Трюдо

Макрон пригрозил Китаю введением пошлин

Новости

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

Крупнейшие дипломаты ЕС в панике, заявил глава РФПИ, спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев, комментируя слова главы МИД Польши Радослава Сикорского.

Рар: Американцы ответят на цензуру сети Х идеологическими ударами по Европе

Столкновение идеологий США и Европы усиливается. Брюссель надеется, что правый поворот в Штатах будет подавлен американским глубинным государством. Пока же ЕС старается ограничить влияние Белого дома на собственную политику, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Александр Рар. Ранее Еврокомиссия наложила на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) штраф в размере 120 млн евро по закону о цифровых услугах.

Китай потребовал от Японии прекратить клевету на НОАК

КНР требует от Японии прекратить клеветническую кампанию в отношении действий Народно-освободительной армии Китая (НОАК), заявил официальный представитель ВМС НОАК Ван Сюэмэн.

ВС России нанесли групповой удар возмездия по Украине

Вооруженные силы России нанесли групповой удар по территории Украины в ответ на атаки по гражданским объектам в России, сообщили в Минобороны РФ.

Российские войска освободили харьковскую Кучеровку и Ровное в ДНР

Российские подразделения освободили населённые пункты Кучеровка в Харьковской области и Ровное в Донецкой Народной Республике, сообщили в Минобороны РФ.

FT: Замороженные активы России в ЕС могут заблокировать навсегда

Российские активы, замороженные в Евросоюзе, могут остаться недоступными для Москвы на неопределенный срок из-за найденной в законодательстве ЕС правовой лазейки, пишет газета Financial Times.

Опрос показал рекордное недовольство немцев работой правительства

Доля жителей Германии, выразивших недовольство работой правительства, достигла рекордных 70%, а рейтинг канцлера снизился до 23%, свидетельствуют данные нового социологического опроса, проведенного институтом INSA для немецкой газеты Bild.

Илон Маск назвал Европу Четвертым рейхом

Американский предприниматель Илон Маск назвал Европу Четвертым рейхом.

Почти половина швейцарцев захотела ограничить численность населения страны

Почти половина граждан Швейцарии поддерживает идею ограничить население страны 10 млн человек, следует из опроса компании Tamedia для издания 24heures.

ВСУ взорвали дамбу в ДНР в попытке помешать продвижению российских войск

Дамба в селе Приволье в ДНР взорвана украинскими военными, которые таким образом пытаются помешать продвижению российских войск, сообщают украинские СМИ.

Минск объяснил участие сыновей Лукашенко в переговорах в Омане

Присутствие Виктора и Николая Лукашенко на переговорах президента Белоруссии Александра Лукашенко в Омане подчеркнуло особый статус диалога и стало знаком уважения к двусторонним отношениям, заявила пресс-секретарь главы государства Наталья Эйсмонт.

Число обращений на прямую линию с Путиным превысило 350 тыс.

За первую неделю приема вопросов на прямую линию с президентом России Владимиром Путиным поступило более 350 тыс. обращений, большинство из них касается социальной политики и спецоперации на Украине, такие данные приводятся в эфире «Первого канала».
Мнения

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов