Мнения

Роман Авдеев
владелец Московского Кредитного Банка

«Реклама стала более честной»

30 октября 2012, 11:15

Фото: romanavdeev.ru

Как известно, в конечном итоге предметом рекламы являются не столько товары, услуги, марки, сколько человеческие желания, надежды, удовольствия, азарт, иллюзии. А таковых, в особенности надежд и иллюзий, в нашем советском и постсоветском пространстве было более чем достаточно. Реклама буквально ворвалась в нашу жизнь вместе со всеми другими прелестями капиталистического общества. А это было время серьёзных экономических и социальных потрясений в нашей стране. Впрочем, я вспоминаю нашу отечественную рекламу периода конца 1980-х – 1990-х годов, как и всё это время в целом, время многих моих начинаний, с известной долей ностальгии...

Вообще, в хорошей рекламе вам ничего не доказывают и не пытаются ни в чём убедить

«У меня этого пива – во!» – говорил с экрана Александр Цекало. «А я вам его всё равно не продам! Потому что очень смешные цены!» Я даже не помню, какое пиво так рекламировалось, но реклама запомнилась. Можно было бы привести здесь и ещё немало примеров с оттенком ностальгии запомнившейся рекламы. Но я бы хотел сказать здесь о другом.

Вспомним большое количество рекламы финансовых пирамид и банков, готовых в минимальные сроки сделать своих вкладчиков богатыми. Вкладчикам оставалось только принести свои сбережения, а там само собой возникнет богатство. Лёня Голубков, персонаж рекламы МММ, свой в доску для нашей аудитории, впрочем, как и не раз «обжигавшаяся» в своей жизни, но всё же ещё «хорошенькая» Марина Сергеевна, бледно-бедная Юля со своим Игорем – все эти герои получили доступ к благам цивилизации точь-в-точь в соответствии с теми представлениями о богатстве, которые кардинальным образом противоречат цивилизованному капитализму, – богатстве как чуде, возникающем не в результате методичного труда, а вследствие неких манипуляций откуда-то взявшихся благодетелей.

Главное – вера в успех, азарт, и тогда денег хватит на всех. Дойдите до офиса компании, отдайте свои деньги – и вы уже предприниматели. Реклама МММ была хорошей, поскольку оказалась действенной. Но можно подумать и вот о чём: не следует ли применять к рекламе такого размаха критерии, исходящие не только из сиюминутной ситуации, но также требования так или иначе отражать действительные намерения её заказчиков.

Между тем в то время была и весьма добротная банковская реклама. Я не считаю недостатком явную эстетизацию банковской рекламы. Избыточный эстетизм и условность рекламы здравомыслящий цивилизованный человек должен воспринимать как нечто само собой разумеющееся, ведь без этого реклама превратится в банальное информирование. Если вкладчик хочет понять, какому банку он может доверить свои деньги, реклама здесь ни при чем. Достаточно «голой» информации (которая иногда содержится и в рекламе).

Конечно, доверять свои деньги банку из каких-то эстетических соображений просто абсурдно, ведь здесь требуются исключительно факты и цифры. Но есть и другая сторона дела, она-то и делает необходимой именно рекламу, а не простое информирование. Ведь поступки большинства людей, даже связанные с серьёзным жизненным выбором, а не только с приобретением товаров, нередко далеки от того, чтобы основываться на подлинной (логической) аргументации. Зная, например, что нечто вредно для здоровья, люди это приобретают и потребляют.

Вообще, в хорошей рекламе вам ничего не доказывают и не пытаются ни в чём убедить. Если там присутствует «аргументация», то лишь в виде симулякра. Аргументация разыгрывается в рекламе как самодостаточное и явно условное действие. По-моему, не понимать этого значит вообще не понимать природы рекламы. Отсюда ясно, что эстетическое воздействие рекламы является, в общем-то, решающим. Если уж говорить здесь об убедительности рекламы, то убедительна она не в логическом, а в риторическом, шире, в эстетическом смысле.

Я вспоминаю одни из наиболее удачных, на мой взгляд, роликов банковской рекламы тех лет. Тогда мне нравился рекламный ролик Альфа-банка. По-уличному, просто одетый тинейджер входит в банк, его взору открывается шикарный и замысловатый интерьер, своей солидностью символизирующий необходимое всякому банку благополучие и прелестно контрастирующий с обликом тинэйджера. К парню подходит сотрудник банка, своей внешностью воплощающий свой идеал – сама вежливость, учтивость и корректность. И далее слоган: «Только для солидных клиентов». В этом слогане можно увидеть тонкий юмор, а можно увидеть и сомнение в общепринятом представлении о солидности, благодаря которому (сомнению) имидж банка приобретает ненавязчивый демократический оттенок.

Неким перегибом, впрочем, в духе того времени, на мой взгляд, была реклама банка «Империал». (Хотя я отдаю должное таланту Тимура Бекмамбетова). Слишком широкий размах: «Всемирная история». Реклама как бы забыла свои прямые задачи в этой игре в декоративные исторические образы.

Вспоминается весьма социально заострённая в духе того времени реклама «Империала». Простой парень из толпы спрашивает у сурового Ивана Грозного, обещающего собравшемуся народу собственную сильную власть: «А на каких условиях?» И вот этот несогласный остаётся лежать в крови на снегу. Но, кстати сказать, мы все не раз были свидетелями подобного рода отношения власти к частному предпринимательству – отношения, так заострённо метафорически переданного в этой рекламе. Вот такое предельно реалистичное видение ситуации, не питавшее особых иллюзий, стало составляющей имиджа банка «Империал». Плюсом в этой рекламе, несомненно, было то, что она вызывала определённую эмоциональную реакцию, пусть даже, по видимости, и противоречащую канонам рекламной эстетики.

Я вспоминаю и такой иронично-романтический сюжет рекламы банка «Империал». Инка хочет подарить европейцам фигурки из золота – бабочек, черепашек. Но европейцы обращали эти фигурки в обычные золотые слитки. Погибая, Инка прощает европейцев, поглощённых жаждой золота и не видящих красоты. На мой взгляд, здесь – по-своему удачная ирония над обществом, поглощённым капиталистическим накопительством. Но в таком ли обществе существуют банки, в которых хранятся эти безликие золотые слитки? Конечно, общечеловеческие духовные ценности, гуманистическая романтика в рекламе банка могут быть выигрышными. Однако, на мой взгляд, вряд ли такая реклама в наше время будет работать, поскольку она выглядела бы чересчур наивно-гуманистической.

Гуманизм – необходимый регулятивный принцип бизнеса в цивилизованном обществе потребления, но никак не его цель.

Современная коммерческая реклама стала более прагматичной, облекая этот прагматизм в ярко-эстетические тона. А поэтому – более честной, вполне адекватной обществу потребления.

В одном из рекламных роликов банка «Империал» звучат слова: «В 1859 году в Лондоне открылась первая линия метрополитена, а в России в 1861 году было отменено крепостное право». Хочется надеяться, что в будущей отечественной рекламе не будет повода для подобных ассоциаций.

Источник: Блог Романа Авдеева

Вам может быть интересно

Силы ПВО сбили две ракеты и 27 дронов над Курской областью
Темы дня

Мемуары Меркель станут неприятным сюрпризом для Зеленского

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Зеленский сделал из нее «козла отпущения» из-за саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Своим взглядом на украинский кризис и разногласия России с НАТО Меркель делится в мемуарах «Свобода». По мнению экспертов, всю правду Меркель в книге не расскажет, но главное ее высказывание касается российского «Северного потока».

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Новости

Стало известно об отставке командующего группировкой войск «Юг»

Генерал-полковник Геннадий Анашкин снят с должности командующего группировкой войск «Юг», сообщают СМИ.

Посол Ирана потребовал наказать полицейских Казани за задержание студентов

Посол Ирана в Москве Казем Джалали выразил недовольство задержанием иранских студентов после драки в Казани и настаивает на наказании виновных полицейских, следует из сообщения дипломата в соцсети.

Шарий заявил об отъезде сотрудников посольств США и Британии из Киева

Сотрудники американского, британского, французского и немецкого посольств выехали за пределы Украины, сообщил украинский блогер Анатолий Шарий.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Захарова обвинила Францию в желании «добить» Украину

Слова министра иностранных дел Франции Жан-Ноэля Барро о разрешении ударов дальнобойными ракетами по российской территории ведут не к поддержке, а к «добиванию» Украины, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Внук Пугачевой начал зарабатывать на каверах российских хитов в США

Внук певицы Аллы Пугачевой Никита Пресняков начал гастролировать по США с кавер-версиями российских хитов 2000-х, пишут СМИ.

Американский эксперт заявил об ужасе на Западе после удара «Орешником»

Западные политические и военные круги охвачены ужасом после удара российской ракеты «Орешник» по военному объекту ВСУ, заявил американский военный эксперт Уилл Шрайвер.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Военкор Коц опроверг удар по командному пункту в Курской области

Военный корреспондент Александр Коц заявил об отсутствии потерь на командном пункте в Курской области, опровергнув слухи о якобы гибели 500 корейских солдат и руководства группировки «Север».

В ЕК прокомментировали санкции США против Газпромбанка

Европейский союз (ЕС) наблюдает за эффектом от санкций США против Газпромбанка, сообщили в Еврокомиссии (ЕК).

Рогов: СБУ засекретила информацию об ударе ракеты «Орешник» по «Южмашу»

Служба безопасности Украины оцепила «Южмаш» в Днепропетровске после удара ракеты «Орешник», а Запад ошеломлен ее появлением у России, заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?