Обсуждая оружие пятого поколения, мы не можем не упереться в одну очень важную тему: а против кого мы все это готовим? И здесь возникает драматичная дилемма. В современном мире есть очевидная громадная диспропорция между технологически развитыми странами и странами, которые находятся на пороге развитого мира.
#{best_opinions}Россия оказывается в сложной ситуации. С одной стороны над Россией нависает технологически мощная, развитая группа стран, которые условно можно определить – США и страны НАТО. С другой стороны подпирает стремительно технологически развивающийся Китай, но при этом военная угроза связана и со странами, которые можно назвать пороговыми, не обладающими такими технологиями: например, Грузия или угроза войны в Средней Азии, угрозы сепаратизма. При этом сами страны Запада периодически оказываются в конфликте со странами, технологии которых оказываются на уровне XIX века, как, например, завязшие в Афганистане США и их помощники по НАТО, когда они вынуждены воевать самыми современными вооружениями против отрядов партизан, вооруженных оружием середины XX века. Это противоречие, которое каждое из государств пытается решать по-своему.
Тут нужно понимать, что для России все равно основным противником является Запад. Нынешнее положение России фактически на задворках Европы пока делает нас мало угрожающими Западу. И Запад в какой-то степени нас терпит. Потому что Россия сидит далеко на востоке, Россия ни во что не вмешивается, у России нет больших амбиций. И, тем не менее, основная наша угроза исходит с Запада. Америка размещает системы ПРО, которые совершенно очевидно направлены против России, а не против гипотетических иранских ракет, которые туда даже не долетят и, самое главное, это не направление стрельбы для Ирана. Именно это вынуждает нас работать над оружием пятого поколения.
У американцев другая проблема. Наготовив громадное количество самого современного оружия, подготовив армию до уровня войны в любой точке мира, они вынуждены своими золотыми тисками давить земляные орехи. Для Америки проблема в том, что любая война становится чрезвычайно дорогой. Против папуасов в Новой Гвинее или против афганских моджахедов или ливийских ополченцев им придется воевать самым современным оружием, каждое из которых по своей стоимости превышает бюджет страны, с которой они воюют, в десятки раз.
Достаточно вспомнить самое начало Афганской войны, когда американцы наносили удары «Томагавками» по территории Афганистана. При этом доходило до смешного, когда «Томагавк» уничтожал глинобитную хижину, в которой сидели два или три талиба, а стоимость «Томагавка» составляла больше миллиона долларов. Доходило до анекдота, когда по одному из американских телеканалов было предложено: «Джентльмены, давайте просто предложим эти деньги нашим противникам. Эффекта будет больше».
Существует громадное несоответствие между мощью некоторых армий и теми задачами, которые большинство стран решает в странах Третьего мира. С другой стороны, мы стоим на пороге того, что противостояние между Россией и НАТО может переместиться из вялотекущего наблюдения друг за другом в положение холодной войны, а затем продолжиться военным конфликтом.
Источник: Russia.ru