Ритуал поклонения Вечному огню возник в советское время. Безусловно, церковь, будучи под давлением государства, принимала в этом ритуале участие. Без дополнительного осмысления эта практика сохраняется.
Мы должны пересмотреть этот театрализованный победный формат празднования 9 мая
Я выражаю свою личную позицию, не даю рекомендаций. Я просто констатирую факт. Для церкви есть два выхода из сложившейся ситуации. А) если мы признаем, что эта практика языческая, слегка лишь откорректированная коммунистической пропагандой в 60-е годы, то, наверное, следует от этой практики отказаться. Существует второй вариант. Ее можно воцерковить. Каким путем пойдет церковь, это вопрос к священноначалию. Я думаю, что многие его задают. В том числе и церковь. Мне кажется, пришло время его решать.
Позиция церкви, выраженная в документах архиерейского собора, о памяти новомучеников и подвижников российских, а также всех жертв репрессий 20-30 годов, эта озабоченность церкви во многом связана с тем, что за победой мы не видим других событий российской истории 20 века, русской, советской истории.
#{best_opinions}Мне кажется, что нам необходимо смотреть более целостно на 20 век. Мы не должны оправдывать победой те трагедии, которые были в 20-30 годы и позднее. Трагедию поколения победителей после войны. Мы не должны на это закрывать глаза! Нужно быть честными по отношению к своей истории. Я думаю, что, в частности (если мы примем эту позицию честного отношения), мы должны пересмотреть этот театрализованный победный формат празднования 9 мая. Я ни в коей мере не выступаю против празднования, я его поддерживаю.
Мы вспоминаем, прежде всего, о павших. В традициях церкви есть Дмитровская родительская суббота, когда поминаются павшие войны, есть в январе благодарственный молебен о победе в Отечественной войне 1812 года. Церковное празднование носило совершенно другой формат. Это молитвенное поминовение. Мне кажется, что в современной культуре мы очень далеко от этого ушли.
Первое – нужно определить формат участия церкви в светском праздновании, в массовом театрализованном, иногда зашкаливающем по своей модернистской веселости праздновании. А с другой стороны, может быть, поставить акцент с празднования на молитвенное поминовение? Потому что в каждом храме РПЦ совершается молитвенное поминовение павших воинов.
Я не стремлюсь повлиять на политику государства. Просто я вижу, что многие недоумевают, в том числе и простые, не православные граждане. Почему такое безграничное веселье? Ведь война – это, прежде всего, трагедия. Мы не можем так весело говорить о трагедии. Наш долг перед памятью павших не позволяет нам в этот день так радоваться.
Источник: Радиостанция «Русская служба новостей»