Сергей АЛЕКСАШЕНКО*, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики:
Новость о смерти Стива Джобса потрясла меня. Нет, конечно, я знал о его тяжелейшей болезни и о перенесенных страданиях. Понятно было, что, когда полтора месяца назад он принял решение уйти из созданной им компании, его состояние было крайне тяжелым, иначе бы он не сделал этого шага. Но....
#{image=563049}Ему было всего 56, практически мой ровесник, всего на четыре года старше. Он создал с нуля великую компанию, и если вдруг наши политические демагоги будут в очередной раз говорить о том, что нельзя честно заработать миллиард, приводите им его в пример (а также Билла Гейтса, Джоан Роулинг, Сергея Брина и Ларри Пейджа, Марка Цукерберга и десятки других) – без нефти, газа, высокопоставленных друзей, без откатов и распилов...
Он знал поражения, но сумел выстоять и подняться. Он заложил стандарты общения человека XXI века с информацией. Его iPad является настолько гениальным, что с ним управляются и мой двухлетний сын, и моя 76-летняя мама.
Придуманные им продукты стремятся копировать, но пока никто не может превзойти. Рано или поздно это, безусловно, случится, на то она и конкуренция. Но это будет нелегкая задача, и справиться с ней сможет следующий гений. Такой же, каким был Стив ....
Вечная память.... (Источник)
Тина КАНДЕЛАКИ, телеведущая:
Джобс не просто дал нам в руки гаджет, он сделал нас чуточку счастливее. Даже если вы одиноки, с айфоном в руке вам не будет грустно. R.I.P (Источник)
Михаил СОЛОМАТИН, журналист, колумнист газеты ВЗГЛЯД:
#{image=563041}На что я далек от IT-технологий, но мне ясно, что ушел человек, которого заменить некем. Джобс был не просто бизнесменом и даже не какой-то, что называется, «выдающейся личностью», а культурным феноменом. Проводимые им презентации новых устройств Apple всякий раз превращались в настоящий спектакль и оборачивались убедительной победой совершенства над косностью, становились триумфом рационализма, логики, эстетики и веры в возможность любых достижений. В XX веке, когда идея прогресса исчерпала себя и безостановочное движение человечества вперед и вверх вдруг остановилось, Джобс держал открытой захлопывающуюся дверь в мир безграничных возможностей. R.I.P. (Источник)
Роман МОГУЧИЙ, журналист:
Стив Джобс – один из создателей мира, который окружает нас каждый день. Если бы его не было, мир бы был другим. Может быть, это было бы лучше. Может, хуже. Самое главное, что людей, которые определили мир вокруг нас, очень мало. А теперь – меньше. (Источник)
Ларри КИНГ, телеведущий:
Я брал интервью у Стива Джобса в Вашингтоне в 1980 году. Ему было 26. Он был далеко идущим и ярким человеком. (Источник)
Анатолий ЧУБАЙС, глава Роснано:
На Востоке говорят: достигший вершины теряет смысл. Но – кто больше изменяет мир: великие политики или великие предприниматели? (Источник)
Егор ХОЛМОГОРОВ, главный редактор сайта «Русский обозреватель»:
#{image=563043}В сегодняшних некрологах наверняка будет до бесконечности повторяться рекламный слоган Apple «think different». Но трактоваться он будет, чаще всего, совершенно неправильно – как некая открытость миру, и, прости Господи, мультикультурность. Между тем «дифференциальность мышления» Джобса – это, на деле, нечто прямо противоположное.
Способность думать иначе – это способность творить, не отвлекаясь на внешний мир и его подвязки, это своеобразная закрытость гения, временами почти тоталитарность. Это архитектурная стройность системы, в которую должен ты втягиваться и менять свой собственный образ жизни, а не встраивать эти устройства в уже существующий.
В Джобсе было что-то от Генри Форда (не все, конечно, увы): «Покупатели могут выбрать себе Форд-Т любого цвета, если этот цвет – черный».
Джобс почти что принуждал своих покупателей не только думать, но и жить иначе. Не лучше, не хуже – иначе.
У него было притязание настоящего творца, которое неизбежно сопряжено с величайшей гордыней, – притязание стать творцом своей собственной вселенной.
И он её почти создал, создал настолько, насколько Бог может позволить человеку создать его вселенную, не нарушая гармонии мироздания. (Источник)
Максим КОНОНЕНКО, публицист, колумнист газеты ВЗГЛЯД:
Джобс создал (не будем считать персональный компьютер – его одновременно создали несколько компаний):
1. Настольные издательские системы. То есть вся современная индустрия периодики – это Стив Джобс. До него она была другой – с наборщиками и прочей фигней. Джобс уничтожил индустрию наборной печати и верстки и сделал издание журналов и газет доступным любому человеку.
2. Персональный компьютер с графическим интерфейсом. Компьютер как бытовой прибор. Компьютеры, которыми мы пользуемся сейчас, – это Стив Джобс. Включая Windows, которой без Джобса не было бы. Именно Джобс вдохновил Билла Гейтса на создание Windows. Сам оконный интерфейс придумал не Джобс, но Apple первой реализовала его на коммерческом компьютере.
3. Ноутбук. Тот ноутбук, который сейчас стоит у вас на столе, – это Стив Джобс. Apple первой сделала ноутбук с LCD-экраном.
4. Трехмерные мультфильмы. Вот все это трехмерное великолепие в кинотеатрах с премьерами каждую неделю – это Стив Джобс.
5. Уничтожение традиционной индустрии звукозаписи, которая состояла по большому счету в постоянном переиздании каталогов на новых носителях. Джобс уничтожил носители, создав iTunes+iPod.
6. Изменение сознания музыкантов всего мира, которые перестали думать альбомами, а стали думать песнями, что, безусловно, повышает качество музыкального материала.
#{image=563055}7. Подкасты, меняющие радиоиндустрию. Отныне каждый может быть радио, отныне радио слушают не только в эфире.
8. Революционное переосмысление мобильного телефона. Джобс превратил мобильный телефон в карманный интернет-терминал. Да, телефоны ходили в Интернет и до этого. Но iPhone первым стал делать это не как мобильный телефон, а как настольный компьютер. И это радикальным образом изменило рынок. Теперь ты можешь купить всё, что хочешь, прямо в тот момент, когда тебе в голову придет эта мысль. Тебе больше не надо ходить в магазин или садиться за компьютер.
9. Интерфейс, управляемый пальцами, а не стилусом. Да, такие штуки экспериментально делали и раньше. Но Джобс сделал такой интерфейс массовым. А ведь именно этот интерфейс наиболее интуитивен. Устройствами с iOS без подготовки и обучения могут пользоваться и младенцы, и старики. Компьютер стал таким же простым, как утюг или микроволновая печь.
10. Планшетные компьютеры – одна из наиболее грандиозных и наиболее долгих революций Джобса. Первый планшетный компьютер Apple выпустила в 1993 году. С тех пор Джобс переосмыслял это, переосмыслял, переосмыслял – и был создан iPad. Планшетные компьютеры наверняка в перспективе убьют книгоиздание и ноутбуки. Так же как iPod убил жадных мейджоров.
Apple первой применила в массовом компьютере мышь, разъем USB, интерфейc Wi-Fi, первой выпустила компьютер без флоппи-дисковода – это, впрочем, эволюционные шаги, а не революционные, как перечисленные выше.
Десять революций планетарного масштаба на одного человека – это, согласитесь, случай весьма уникальный.
Так что называть его гением можно без всяких стеснений. (Источник)
Андрей ДОБРОВ, публицист, телеведущий:
Истерику прекратить! Ну и что, что умер Стив Джобс? Что вы тут рыдаете: он папа ваш, что ли? Полный фб соплей – очнитесь, люди русские! Вы бы так по нашим мертвецам кручинились, как кручинитесь по этому миллиардеру с грамотным пиаром. (Источник)
Арнольд ШВАРЦЕНЕГГЕР, экс-губернатор штата Калифорния:
Стив жил Калифорнийской Мечтой каждый день его жизни, он изменил мир и вдохновил всех нас. (Источник)
Михаил БУДАРАГИН, колумнист газеты ВЗГЛЯД:
Со смертью Стива Джобса самым известным «эпплом» в стране снова стал Григорий Явлинский
Поклонники Стива Джобса в России в основном понимают всю эту космическую технику как гаджет, который можно купить, работая перекладывателем бумажек из одного места в другое. Это вообще крайне прискорбный феномен: мы чтим Джобса за операционную систему, которая позволяет пользователю вообще ни о чем не думать – все за тебя сделают, даже файловой системы тебе не покажут, ты кнопочки тыкай, как обезьяна, и будь счастлив.
На самом деле Джобс мог бы стать – именно в России, которая любит его почти религиозной любовью – символом нескольких важных вещей.
1. Можно и нужно зарабатывать деньги своим умом.
2. Не нужно бояться быть бедным и не стоит до одури стремиться быть богатым.
3. Высшее образование – бесполезная вещь, если в голове у тебя пусто. Как было пусто, так и останется. А если в голове что-то есть, оно совершенно необязательно.
4. Не нужно бояться быть смешным и непонятным. Нужно просто быть собой и не изображать из себя не пойми что.
К сожалению, каждый может посмотреть на среднестатистического представителя сексты Apple и убедиться в том, что восприняли мы, как водится, все самое худшее. Продать немного нефти и купить немного айфона – для этого не нужно быть Стивом Джобсом.
Юрий ВАСИЛЬЕВ, редактор отдела Общество журнала «Огонек»:
Со смертью Стива Джобса самым известным «эпплом» в стране снова стал Григорий Явлинский. Что едва ли не грустнее, чем сама смерть С.Д. (Источник)
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер партии ЛДПР:
Его жизнь станет примером для поколений. Может, кто-нибудь, вдохновленный этим примером, создаст в России компанию, которая совершит прорыв в области инноваций и заставит мир, наконец, пересмотреть отношение к нам, как к стране с сырьевой экономикой. Многим нашим чиновникам есть, чему поучиться у Джобса. (Источник)
Павел ШЕРЕМЕТ, журналист:
#{image=563116}В России перемены в жизни элиты начнутся тогда, когда будут умирать миллиардеры и хозяева жизни. Это сейчас они не бояться ни Бога, ни черта, только Путина и ФСБ. Но уверены, что договорившись с властью, уже решили все свои проблемы.
Однако когда смерть постучится в золотые двери особняков на Рублевке, их охватит реальный ужас от бессмысленности прожитой жизни, от ощущения того, что они умирают в окружении людей, которые их ненавидят, от понимании, что ничего не оставили после себя, кроме счета в оффшорах.
Они панически боятся смерти. Занимаются спортом, носят часы, которые замеряют давление, вкалывают ботокс, молодятся и заводят молоденьких любовниц. Дерипаска тратил до кризиса огромные деньги на исследования таблеток для продления жизни. Но ничего не помогает, вечность приближается с безжалостной скоростью и неизбежностью.
Когда ряды миллиардеров станут редеть естественным путем, они задумаются о своей никчемной жизни. Тогда еще живые миллиардеры лихорадочно начнут замаливать грехи, строить университеты и что-то там полезное для людей. (Источник)
Константин СОНИН*, экономист, публицист, проректор Российской экономической школы:
От того, что какая-то новость давно ожидается, она не становится менее печальной. Во всех газетах давно лежали заготовленные некрологи Стива Джобса, создателя, ни много ни мало, персонального компьютера, трёх инструментов, перевернувших мир – iPod, iPhone и iPad и мультстудии Pixar, перевернувший мир, возможно, ещё больше, и лучше этих некрологов не напишешь. Про Джобса уже написано много, а будет написано ещё больше – его имя будет в одном ряду – если, конечно, есть такой ряд – с Леонардо да Винчи, Стивенсоном, Эдисоном… У меня узкий, чисто экономический вопрос – а, что собственно, изобрёл Стив Джобс?
Тут есть определённая загадка. Когда мы говорим про «инновации» и «технологический прорыв», мы как-то подсознательно представляем себе изобретение как некий физический объект вроде колеса или двигателя внутреннего сгорания. То есть была задача, и вот нашлось её техническое решение. Между тем, многие изобретения – в том числе изобретения Джобса – это совсем другое. «Добавленная стоимость» возникает от того, что изобретатель придумывает нечто, что людям очень нужно, но они пока этого не понимают. А как только это видят, перестают понимать, как они жили без. Изобретатель не решает поставленную задачу, а видит, что есть повод задачу поставить. (Такие задачи, будучи поставленными, находят решения.)
В привычном, «технологическом», шурупно-электродном смысле никакого изобретения в iPod-iPhone-iPad нет, в мультфильмах студии Pixar и персональных компьютерах – тем более. Получается, что вся техническая сторона такого изобретения является, парадоксально, предметом общественных наук – чтобы изобрести, нужно выявить, организовать и понять информацию о человеке. Apple, по-моему, на рекламу тратила меньше других фирм – с того момента, как продукт появлялся в продаже, люди просто хотели его купить. И это при том, что в функциях, например, iPad нет ничего, чего бы не было в лэптопе + мобильном телефоне. Но, оказывается, в лэптопе и мобильнике было много лишних функций, да и те, что нужны, были организованы не так, как мне надо!
Изобретения «маркетинговые», которые построены на более точном понимании человеческих потребностей, доставляют людям не меньше радости, чем изобретения «технологические», но по традиции их ценят меньше. Стив Джобс начал эту традицию менять. (Источник)
* Признан(а) в РФ иностранным агентом