«Аварийная остановка работы причалов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на полтора–два месяца – это очень серьезный удар не только для европейского, но и для мирового рынка. Это спровоцирует еще больший рост цен на нефть, а также потребует распечатать нефтяной резерв в тех европейских странах, которые серьезным образом зависели от этих поставок», – сообщил Громов.
Только в прошлом году по КТК было поставлено почти 61 млн тонн нефти. «Если перевести это в баррели в сутки, то по состоянию на февраль поставлялось примерно 1,1 млн баррелей в сутки. Это 1,5% от глобального объема потребления нефти в мире», – указывает эксперт ИЭФ.
Ранее глава КТК Николай Горбань рассказал, что погрузка нефти на морском терминале «Каспийского трубопроводного консорциума» под Новороссийском полностью остановлена после вывода из эксплуатации из-за повреждений двух из трех выносных причальных устройств. По его оценке, в марте – апреле отгрузка нефти с терминала в адрес основных получателей (Италия, Франция, США, Испания) может упасть в 3–5 раз.
Ремонт поврежденных в результате шторма причалов КТК может занять не менее полутора месяцев, на все это время экспорт нефти по КТК может быть остановлен, заявил вице-премьер России Александр Новак. По его словам, российская сторона делает все, чтобы восстановить работу объекта. Однако скорость работ зависит от иностранных партнеров. Управляют причалами КТК иностранные инвесторы, в том числе Chevron и другие компании. Техническое обслуживание тоже обеспечивают соответствующие иностранные компании.
У Европы есть два пути решения этой проблемы, говорит Громов. Первый – ремонтировать так долго, как об этом сказал Новак. Но в этом случае из-за дефицита нефти европейским странам, получавшим ее из Каспийского трубопровода, придется распечатать собственные стратегические резервы нефти. Такие запасы на «черный день» есть у Франции, Италии и других стран.
Второй вариант преодоления этой проблемы – это проведение ремонта в более сжатые сроки. Тогда негативные последствия удастся минимизировать, и распечатывать нефтяные возможно не придется. Но для этого нужны коллективные усилия всех сторон, говорит Громов.
«Есть определенные проблемы с поставкой необходимых зарубежных комплектующих для более быстрого ремонта причального комплекса, отвечающего за погрузку нефти с Каспийского трубопровода. Те страны, которые критически зависят от этой нефти, могут ввести временные исключения для такого рода поставок, чтобы провести ремонт в кратчайшие сроки. Но как будет на практике – покажет жизнь», – заключает эксперт.
КТК – основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, на нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. После завершения проекта расширения в 2018 году мощность трубопровода составляет 67 млн тонн нефти в год. Потребителями поставляемой по этому трубопроводу нефти являются Италия, США, Испания, КНР, Франция и другие страны.