Глава американской программы МКС Джоэл Монтальбано заявил, что российский и американский сегменты Международной космической станции взаимосвязаны и не могут работать независимо друг от друга. В связи с этим США «планируют продолжать деятельность в соответствии с имеющимися на сегодня планами».
«Здесь все хорошо. МКС как служила неким образцом сотрудничества всех стран мира, так и продолжает эту роль выполнять. Конечно, периодически прослеживались разного рода настроения, в том числе в речи главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, но дальше обсуждений я сомневаюсь, что дело сдвинется», – считает Эйсмонт.
Он объясняет, что если даже Россия решит создавать какую-то новую станцию, основанную исключительно на возможностях страны, прежде всего экономических, то это вряд ли можно будет реализовать в обозримое время. Он приводит в пример МКС, которую не только создавали по последним технологиям, но и совершенствовали на протяжении всего времени ее существования. Поэтому добиться аналогичного успеха в ближайшее время, используя исключительно свои ресурсы, России вряд ли удастся.
«Так что здесь правильнее рассчитывать на то, что развитие МКС в том виде, в котором оно есть сейчас, будет продолжаться. И хорошо, что отношения сотрудничества на МКС, которые сложились, не подверглись какой-то эрозии. Все это, скорее всего, сохранится. Причем не только в каких-то научных интересах, но и для сохранения сотрудничества хотя бы на МКС, раз на Земле это особо не получается», – говорит эксперт.
Кроме того, эта история напомнила ему исходные позиции в период разгара холодной войны, когда была осуществлена стыковка советского корабля «Союз» с американским «Аполлоном». «Данный проект был непростой, но даже в условиях холодной войны его удалось реализовать. Это была отправная точка к тому, чтобы напряжение, возникшее между странами, каким-то образом переросло в форму довольно эффективного сотрудничества», – заключил Эйсмонт.
Ранее глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил о намерении России создать свою новую орбитальную станцию и сделать ее военно-прикладной, если обстановка в мире будет враждебной. При этом он пообещал не бросать американского астронавта Марка Ванде Хая на МКС, подчеркнув, что он, как и планировалось, вернется на Землю на корабле «Союз» 30 марта.
Во вторник Рогозин отметил, что не видит необходимости отправлять российских космонавтов на Луну, поскольку с ее освоением может справиться автоматика.