«Во времена холодной войны образ Советского Союза в Западной Германии был тождественен американскому: «империя зла», «угроза с Востока», а в ГДР официальная политическая линия воспринимала СССР, напротив, как «большого брата», помогающего строить социализм», – пояснил замдиректора Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.
По словам политолога, многие восточные немцы намного лучше относятся к России, чем западные, потому что еще живо поколение, которое застало и социализм, и дружбу народов – СССР и ГДР. «Еще больше жителей этой части Германии помнит агрессивную политику правительства ФРГ в отношении восточных территорий: это острый кризис середины 90-х годов, закрытие большого числа предприятий, высокую безработицу», – указал он.
Именно тогда возникла массовая ностальгия по ГДР – «Остальгия» (от слова Ostdeutschland или «Восточная Германия»). «Это следствие раздела немецкого общества, которое полностью не было преодолено после падения Берлинской стены. «Остальгия» приобрела и культурные формы: в немецкой столице популярны экскурсии по бывшему Восточному Берлину. Раньше даже можно было взять напрокат гэдээровский автомобиль. Были популярны диски с записями телевидения ГДР. Такой локальный культурный ренессанс», – добавил аналитик.
Что касается нынешней ситуации, то высокий уровень симпатий к России отражает и протест многих рядовых немцев против совершенно безрассудной политики Берлина по убийству собственной экономики ради каких-то политических игр против Москвы», – резюмировал Камкин.
Напомним, в понедельник в ФРГ отмечается День немецкого единства. Он приурочен к годовщине вхождения ГДР в состав ФРГ, которое состоялось 3 октября 1990 года. Это нерабочий день и единственный государственный праздник.
Как писала ранее историк Катя Хойер в статье для британского журнала The Spectator, что большинство жителей Восточной Германии не воспринимают Россию как врага и не согласны с точкой зрения правительств Запада по поводу происходящего на Украине. Согласно проведенному прошедшим летом опросу, только половина западных немцев призывает Берлин «жестко относиться к Москве», отмечала Хойер. Среди восточных немцев такое мнение разделяет всего треть респондентов. Большинство восточных немцев – 58% – хотят, чтобы Берлин не «провоцировал Россию», тогда как среди западных немцев такого мнения придерживаются 40%.