Глобальный инновационный индекс (Global Innovation Index, GII), который публикуется Всемирной организацией интеллектуальной собственности, включает оценку деятельности в области инноваций 131 страны, основанную на более чем 80 показателях, рассказал Ефремов в беседе с РАПСИ.
Новый индекс 2022 года показывает некоторое улучшение качества российской регуляторной политики за последние годы: оценка регуляторной среды выросла до 91 балла (92 – в 2021 году, 95 – в 2020 году), качество регулирования – до 98 (100 – в 2021 году, 105 – в 2020 году), верховенство права – до 108 (109 – в 2021 году, 114 – в 2020 году), а в целом Россия занимает в нем 47-ое место.
Однако при этом сохраняется значительный разрыв с показателями «Человеческий капитал и исследования» (27) и «Развитие ИКТ» (34). То есть качество регуляторной среды и регулирования препятствует реализации и развитию достаточно мощного человеческого и технологического потенциала России.
Поэтому для обеспечения технологического суверенитета России сейчас очень важно создание максимально комфортной регуляторной среды. В этой связи необходимо продолжать то совершенствование правовой системы, которое связано с реализацией законодательства об обязательных требованиях, сокращением регуляторной нагрузки, обеспечением реализации принципа «Один за Один» при введении новых требований. Важен и системный подход к применению экспериментов, в том числе в рамках экспериментальных правовых режимов, обеспечению оценки их результативности и эффективности.
Правовое регулирование в сфере персональных данных активно развивается в последние годы, появляются новые требования к обработке общедоступных данных, трансграничной передаче персональных данных. Однако имеют место утечки достаточно больших объемов данных, что требует новых механизмов защиты прав граждан.
И здесь снова важна роль инструментов регуляторной политики, в том числе системной оценки регулирующего воздействия и реализации принципа «Один за Один» при введении новых требований. Потому что простое увеличение регуляторной нагрузки на операторов персональных данных ведет к формализации исполнения этих требований, либо к их неисполнению. Именно поэтому важно обеспечить баланс интересов операторов и граждан, что позволит сделать механизмы максимально эффективными.