«Отклонение заявки Nord Stream 2 об исключении демонстрирует дискриминирующее влияние измененной Газовой директивы ЕС. На дату вступления изменений в силу 23 мая 2019 года газопровод был завершен с точки зрения финансового обеспечения. Основываясь на действовавшей в то время правовой базе, компания совершила инвестиции в размере нескольких миллиардов евро задолго до того, как Европейская комиссия объявила о своем плане внести поправки в Газовую директиву ЕС», – цитирует заявление компании РИА «Новости».
Отмечается, что отказ Федерального сетевого агентства Германии выдать проекту исключение не учитывает принципы защиты инвестиций и допускает узкое толкование термина «завершено». При этом в Европейском суде продолжается рассмотрение жалоб оператора на поправки к Газовой директиве.
Напомним, оператор проекта «Северный поток – 2» Nord Stream AG проиграл в суде Германии дело об освобождении газопровода от требований Газовой директивы Европейского союза.
Нынешняя жалоба Nord Stream 2 AG была направлена против решения Федерального сетевого агентства, которое в мае 2020 года постановило, что «Северный поток – 2» не подлежит исключению на территории Германии из-под норм обновленного Третьего энергопакета Евросоюза, так называемой Газовой директивы ЕС. Эта директива подвела под свои правила не только наземные, но и морские участки газопроводов в ЕС. Помимо прочего, директива требует, чтобы входящий на территорию ЕС трубопровод либо заполнял частично альтернативный поставщик, либо его часть, пролегающая по территории союза, принадлежала третьей компании, передает РИА «Новости».
Основанием для решения Федерального сетевого агентства стало то, что «Северный поток – 2» якобы не был достроен к 23 мая 2019 года, поэтому не может претендовать на исключение из Газовой директивы. В Nord Stream 2 AG с этим не согласны, заявляя, что «на фактическую дату 23 мая 2019 года трубопровод был завершен с точки зрения экономической функциональности». В связи с этим суд счел необходимым прояснить правовой вопрос о том, «было ли не полностью сооруженное в строительном смысле газовое соединение готовым в соответствии со смыслом закона в срок». Подчеркивалось, что предметом слушаний не является вопрос о том, может ли газопровод быть достроен или нет.