По мнению экспертов, в России сложилась ситуация, при которой отечественные компании вынуждены «играть по правилам», а иностранные онлайн-платформы получают преимущество благодаря тому, что могут практически безнаказанно игнорировать требования российских законов.
«Если иностранная платформа не исполняет свои обязанности, ей в качестве стимулирования нужно уплатить штраф. Но эти штрафы, по сути, бумажные, юридически мы не можем понудить их платить. Поэтому встает вопрос равноприменимости [российского права]. Что касается хранения персональных данных в стране, где компания зарабатывает деньги, то это хороший тон. Такие правила есть в Европе, США и сейчас разрабатываются даже в Узбекистане», – сообщил председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев. Он также отметил значение законопроекта о «приземлении» иностранных ИТ-компаний, внесенного на этой неделе на рассмотрение Госдумы.
Эксперт также отметил, что в России не самое жесткое законодательство в этом плане. «Самое важное – не просто принять этот закон, но придумать и ввести те меры, которые будут эффективны и не ударят по нашему бизнесу. Это задача достаточно сложная, для ее решения могут понадобиться технические меры. Думаю, что эти правила игры будут приняты и в будущем будут исполняться», – считает юрист.
Директор по правовым инициативам* ФРИИ Александра Орехович также согласилась с тем, что Российская Федерация – далеко не единственная юрисдикция, где предпринимаются попытки регулирования или ограничения влияния интернет-платформ.
«Условно направления такого регулирования можно было бы разделить на следующие: введение обязательств по созданию официальных представительств в соответствующих странах, налоговых обязательств, а равно дополнительных обязательств по локализации или обеспечению доступа некрупных ИТ-компаний к накопленным данным», – сообщила она.
Кроме того, в настоящее время неоспорима высокая степень влияния интернет-контента не только на реализацию интересов каждого человека, но и на формирование этих интересов, считает собеседница. «Интернет-платформы накапливают огромные объемы информации о человеке, на их основе имеются возможности создавать электронные профили граждан. И тут нуждаются в регулировании, прежде всего, возможности и пределы использования платформами таких данных, а также осуществление контроля над таким использованием», – рассказала Орехович.
В свою очередь руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александр Васильев считает, что при разработке российских мер регулирования должен учитываться опыт других юрисдикций.
«Мне кажется, очень важно смотреть, как цифровые рынки регулируются на других рынках, и не испортит ли это [регулирование] положение российских компаний. Вопрос конкуренции – ключевой вопрос, который стоит перед регуляторами: все компании должны работать в рамках единого правового поля. В отсутствие конкуренции мы будем видеть ухудшение сервиса, компании будут демотивированы создавать новый продукт, – подчеркнул он.
Директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан также отметила, что необходимость государственного регулирования цифрового пространства не вызывает ни у кого сомнений, но регулируя определенный вид рынка, нельзя ухудшать положение собственных компаний. «Любые меры регулирования должны быть интегрированы в международный опыт, особенно учитывая, что во всех крупных государствах приняты законы об электронной торговле и безопасности в интернете», - заключила эксперт.
Напомним, с 19 по 22 мая в Подмосковье, в пансионате «Лесные Дали», проходит 25-й Российский интернет форум «РИФ – 2021». В этот раз он проводится в офлайн-формате. По традиции в форуме принимают участие лучшие представители ИТ-индустрии страны для обмена знаниями, опытом, и кейсами в рамках тематических секций.
В рамках площадки спикеры поднимают такие актуальные вопросы ИТ-сферы, как digital – стендап, игровые механики, диджитал и дизайн в новом мире, социальная справедливость в современном бизнесе и другие. В рамках проведения мероприятия для участников также запланирована разнообразная и активная развлекательная программа.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента