В среду в Общественной палате прошел круглый стол на тему «Безопасность транспортных средств: внесение изменений в технический регламент». Организатором выступила комиссия ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК вместе организацией «Всероссийское общество автомобилистов».
Внимание автомобильной общественности и профессионального сообщества, связанного с ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей, привлекли планируемые изменения в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Планируемые в настоящее время изменения предполагают введение фактического запрета на использование некоторых групп подержанных запчастей и запрет на установку дополнительных аксессуаров. В результате автомобилисты опасаются, что под запретом могут оказаться фаркопы, багажники и другие подобного рода элементы.
Эксперты на совещании обсудили обоснованность подобного запрета, возможность закрытия авторазборок из-за нового техрегламента, изменение рынка ОСАГО из-за невозможности устанавливать подержанные запчасти во время ремонта автомобилей после ДТП и изменения на рынке запчастей, пишет «Российская газета».
В ходе обсуждений было подчеркнуто, что возможные изменения могут радикально повлиять на рынок подержанных автозапчастей. Рынок ОСАГО также, по мнению, специалистов, после принятия поправок, может серьезно измениться, поскольку сегодня многие страховые компании покрывают расходы на ремонт исходя из установки подержанных запчастей.
Открыл заседание председатель комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Воронцов. Он подчеркнул важность повестки, заявив, что «планируемые изменения могут серьезно затронуть интересы всех автомобилистов страны». Глава комиссии пояснил, что главной целью изменений в техническом регламенте Таможенного союза является благополучие граждан.
Вместе с тем, владелец сети профильных сервисов Юрий Валько отметил, что восстановление одной только рулевой рейки стоит 36 тыс. рублей, новая рейка – 164 тыс. рублей, что сопоставимо со стоимостью бюджетного авто. При этом в России из зарегистрированных 60 млн автомобилей больше половины – машины старше 10 лет.
Большая часть узлов и агрегатов машин рассчитаны на службу только в течение гарантийного срока, что составляет не больше пяти лет, отметили эксперты. В ходе дискуссии они заявили, что такой срок производители устанавливают специально, чтобы владельцы чаще меняли автомобили. При этом у жителей России нет столько средств, чтобы покупать новые авто каждые пять лет, а оригинальные детали машин возрастом в 10 лет часто не найти.
Это может привести к тому, что в стране «расцветет» черный рынок автомобилей, качество запчастей на котором никто гарантировать не будет.
Замглавы отдела технического регулирования стандартизации департамента Минпромторга Дмитрий Коротаев пояснил, что ведомство пока только предлагает поправки, их специально предложили к общественному обсуждению. При этом чиновник уточнил, что готовится таблица разногласий, и будет приниматься решение. Пока идет внутригосударственное обсуждение, все предложения и замечания принимаются.
Руководитель краснодарского отделения российского общества автомобилистов Владимир Коробчак в свою очередь заметил, что из-за избытка, сложности и несогласованности установленных правил и регламентов автомобилисты зачастую просто игнорируют их. «Чем больше мы будем усложнять правила, тем больше людей будут ездить, нарушая законодательные акты и технический регламент», – приводит слова эксперта пресс-служба Общественной палаты.
Завершая мероприятие, модератор встречи Александр Холодов подтвердил общее мнение о необходимости подробной доработки документа, а также заявил, что Общественная палата и далее готова включаться в обсуждение таких проблем, и помогать в их решении, предоставляя свою площадку.