Глава Ростеха Сергей Чемезов рассказал, что госкорпорация сохраняет планы по списанию долгов АвтоВАЗа. «Их около двадцати с небольшим миллиардов. Мы предлагаем погасить долг ОАТ (крупнейший производитель компонентов, входит в Ростех) в 10 млрд рублей перед АвтоВАЗом, а 10 млрд рублей простить в капитал АвтоВАЗа», – сообщил он «Коммерсанту».
О том, что Ростех может простить 20 млрд рублей долга АвтоВАЗа перед госкорпорацией, сообщалось еще в 2016 году. Тогда основные акционеры в лице Ростеха, Renault и Nissan через СП Alliance Rostec Auto B.V. решили провести финансовое оздоровление автозавода, долг которого превышал 110 млрд рублей. В рамках первого этапа в декабре 2016 года АвтоВАЗ провел допэмиссию на 26,1 млрд рублей, акции выкупили Alliance Rostec Auto (в сентябре 2017 года Nissan вышел из альянса), Renaissance Securities и другие миноритарии. В ходе второго этапа весной 2018 года автоконцерн конвертировал долги на 61,4 млрд рублей в акции, которые по закрытой подписке приобрело СП. Кроме того, Ростех и Renault переуступили в пользу Alliance Rostec Auto права требования по долгам АвтоВАЗа на 30,7 млрд рублей. В 2018 году «Ведомости» писали, что оставшиеся 20 млрд рублей АвтоВАЗ получит от Ростеха (без увеличения доли в уставном капитале), затем направит их на погашение долга перед ним.
Завершение списания долгов увязано с переводом владельца АвтоВАЗа – нидерландского СП Ростеха и Renault – в российскую юрисдикцию, который затягивается. Предполагается, что по итогам Ростех снизит долю в АвтоВАЗе до 25% с нынешних 32,4%.
«С Карлосом Гоном (экс-глава альянса) у нас была договоренность, что мы в течение двух–трех лет должны были вопрос закрыть (перевести голландскую компанию в российскую юрисдикцию). К сожалению, уже прошло несколько лет. Гон ушел, с новым руководством договорились, что до конца года должны документально подписать все, что необходимо, чтобы перевести голландскую компанию уже в Россию. Но все двигается очень медленно», – пояснил сейчас Чемезов. Он пообещал «в ближайшее время еще раз переговорить с руководством Renault, чтобы их юристы более живо поработали в этом направлении».
После перевода АвтоВАЗа в российскую юрисдикцию Ростех завершит и снижение доли в капитале компании. «Было предложение, чтобы мы продали французам разницу до блокпакета (25% плюс одна акция), а они полученные деньги внесли бы в капитал компании», – отметил Чемезов. По его словам, пока Renault просит перенести вопрос продажи на будущее, но в любом случае «это дело может начать продвигаться, только когда компания переедет в Россию».