«Киргизия не в первый раз заявляет о возможности создания на своей земле российского военного объекта. Начиналось это еще при президенте Курманбеке Бакиеве, потом об этом говорил следующий президент Алмазбек Атамбаев, особенно в конце своего срока несколько раз. Сейчас, я так понимаю, через посла в Москве говорит Сооронбай Жээнбеков, третий президент, я не думаю, что это экспромт дипломата», – отметил руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
В минувшую пятницу посол Киргизии в Москве Аликбек Джекшенкулов сообщил, что Бишкек не исключает возможности открытия второй российской военной базы – на юге республики. Первая российская авиабаза – Кант – действует на севере Киргизии с 2003 года.
В понедельник глава МИД России Сергей Лавров, выступая в Бишкеке, сказал: Россия готова обсудить с властями Киргизии вопрос открытия второй военной базы на территории республики. При этом Лавров подчеркнул: инициатива исходит от киргизской стороны. «Это не наша инициатива. Поэтому мы впервые о ней услышали. Будем готовы с нашими киргизскими друзьями обсуждать те идеи, которые у них формируются в сфере безопасности», – приводит его слова РИА «Новости».
«Мы видим, что тема имеет давнюю историю и все последние десять лет об этом говорится со стороны Бишкека, а российская сторона отвечает: да, давайте рассмотрим, поговорим, обсудим», – констатирует Грозин. Так к примеру, в октябре 2017 года тогдашний премьер Киргизии Сапар Исаков сообщил, что ведет переговоры с российской стороной о размещении в республике второй военной базы – о чем подробно рассказывала газета ВЗГЛЯД.
«Другой вопрос, для чего России этот объект? Споры велись несколько лет назад, и просочилась информация, что обсуждается местоположение этого военного объекта, где его лучше располагать. Есть некое разночтение, – отметил Грозин. – Кыргызстан настаивал на том, чтобы российский военный объект строился в Баткенской области (на юго-западе республики – прим. ВЗГЛЯД). Да, это тоже Юг, это одна из трех южных областей Кыргызстана, но проблема в том, что там военной инфраструктуры практически нет, то есть практически базу нужно будет строить с нуля». А выигрыши в использовании этого военного объекта меньше, чем, если база будет построена в Ошской или Джалал-Абадской областях, указывает Грозин.
«Россия, очевидно, рассматривает возможность строительства военного объекта, если таковой будет построен, либо в районе Джалал-Абада, либо в южной столице Кыргызстана – Оше, где есть инфраструктура, оставшаяся от советского времени», – отмечает эксперт.
«Кыргызстан, таким образом, стремится развить собственный регион, который переживает не лучшие времена, я имею в виду Баткен, – указывает Грозин. – Россия подходит более утилитарно и с одной стороны именно с финансовой точки зрения заинтересована, чтобы строить там, в гористом Баткене, либо смотрит на вещи шире – для чего этот объект нужен?»
«Собственно, нигде вы не найдете информацию, что за объект, его статус, – рассуждает эксперт. – Что это будет – тренировочный центр, центр мониторинга, центр по контролю за передвижениями наркотиков, либо просто военная база общевойскового компонента и, что называется, всего понемножку».
«Нет никаких данных по спецификации этого объекта. В этом нет необходимости на мой взгляд, что там, размещать дублера 201-й военной базы, которая есть в Таджикистане? Наш контингент на территории Таджикистана вполне достаточен. Поэтому есть, собственно, вопросы, что это за объект, для чего он нужен, помимо мониторинга, контроля за значительной частью Ферганской долины, самой угрожаемой территории Центральноазиатского региона? – указывает Грозин. – Для Кыргызстана смыслов достаточно, поэтому он настаивает. С военными базами всегда идут инвестиции, всегда идут сопутствующие экономические проекты. Республика крайне нуждается в самых разнообразных ресурсах. Сейчас в этом плане у Кыргызстана есть определенный застой».
«Нужна эта база или нет зависит от того, под какие она создается задачи», - сказал, в свою очередь, газете ВЗГЛЯД замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Учитывая обстановку в регионе, видимо база могла бы быть рассчитана на угрозу вторжения исламских экстремистов из Афганистана, полагает Храмчихин. Видимо для этого нужны дополнительные силы как авиации, так и наземных войск. Возможно она и нужна, но по мнению эксперта, «хватит и нынешнего аэропорта».