Недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о намерении торговать в местных валютах с такими странами, как Китай, Россия, Иран и Украина. Отказ от доллара – ответ Анкары на удвоение ввозных пошлин администрации США на турецкую сталь и личные санкции против турецких чиновников, пишет Bloomberg.
Одновременно Россия сталкивается с усилением санкций США, которые могут на этот раз коснуться российского долга и запрета сделок с российскими госбанками. В связи с этим министр финансов Антон Силуанов заметил, что «доллар, который считался мировой валютой, становится рискованным инструментом для расчетов».
Иран также остро заинтересован в обходе доллара в своей международной торговле – с учетом санкций со стороны США у Тегерана просто нет другого выбора.
Профессор Калифорнийского университета Барри Эйхенгрин заявил, что международная торговля в национальной валюте становится все менее проблематичной по мере развития финансовых технологий. Это, отмечает он, может подорвать монополию доллара, однако местные валюты могут быть очень неустойчивыми – особенно это касается рубля и лиры. Стабильность же это как раз одно из преимуществ, которые доллар предлагает импортерам и экспортерам.
Кроме того, на долю России, Турции и Ирана приходится всего около 4% мировой торговли товарами (за исключением торговли со странами ЕС).
В итоге этим странам нужен сильный партнер, чтобы рынок почувствовал изменение отношения к доллару. Это не может быть Евросоюз, но может быть Китай, который заинтересован в повышении международного статуса юаня. Если бы «антидолларовые диссиденты» перешли в торговле на юань, они могли бы помочь Китаю, но для них эта перемена тоже несет риски, пишет Bloomberg.
В итоге администрация Дональда Трампа пока что может действовать безнаказанно, вводя санкции направо и налево: даже усилий Китая недостаточно, чтобы сформировать «антидолларовую коалицию», против которой санкции США были бы бессильны, приходит к выводу Bloomberg.
Отметим, что о планах перевести торговлю между Россией и Турцией на местные валюты сообщалось еще в 2016 году. Газета ВЗГЛЯД тогда подробно анализировала эти заявления.