Попадание молнии или шквальный ветер, которые назывались в качестве причин обрушения автомобильного моста Моранди в итальянской Генуе, – маловероятные версии, отмечают эксперты. Мост может обвалиться как в результате сильного сейсмического толчка (чего в районе Генуи не наблюдалось), так и в ходе вполне возможных медленных геологических процессов, сказал газете ВЗГЛЯД заведующий лабораторией сейсмической опасности Института физики Земли РАН, доктор физико-математических наук Алексей Завьялов.
В этом смысле более весомой представляется версия, которую выдвинули итальянские власти – серьезные упущения в текущем обслуживании моста, который был построен в 1967 году. В частности, необходимо было учесть, что практически весь Апеннинский полуостров представляет собой сейсмически активную зону большей или меньшей интенсивности.
Так, к примеру, по данным сайта мониторинга сейсмической активности Земли, во вторник были отмечены толчки магнитудой 2 балла в регионе Тоскана в центральной Италии. Регион Лигурия, к которому относится Генуя – не самая активная зона (судя по карте сейсмоактивных районов Италии), но и здесь могут отмечаться 3-4-балльные толчки. В любом случае, такую нагрузку на мостовую конструкцию следует учитывать.
В качестве близкого примера можно привести 19-километровый Крымский мост, куда более сложную конструкцию, чем километровый мост Моранди. Судя по заявлениям Игоря Колюшева, технического директора «Института Гипростроймост – Санкт-Петербург» (структуры, проектировавшей этот объект), мост запроектирован под сейсмическое воздействие интенсивностью в 9 баллов. При этом последнее крупное землетрясение в Крыму, ялтинское 1927 года, не превышало 6,7 баллов.
«Могу сказать – на современных мостовых сооружениях есть специальные инженерные службы, которые при помощи датчиков отслеживают процесс деформации конструкций моста. Они за этим должны следить, вести мониторинг», – указывает Завьялов.
Судя по реакции итальянских властей, в случае моста Моранди такого рода профилактическая и мониторинговая работа не велась. Во всяком случае, не были приняты меры, чтобы предупредить подмыв несущих конструкций виадука – по одной из версий, почву подмыли ливневые дожди.
Справедливости ради, отметим, что обрушения мостов по такой же причине имели место и в России. Например, в 2011 году в Хакасии подмыв фундамента одной из опор привел к обрушению двух пролетов железнодорожного моста. Аналогичное ЧП имело место летом 2016 года в Чечне – обрушился мост через реку Аргун. Мост находился в ветхом состоянии. Что же касается «ненадлежащего текущего содержания» (которое стало наиболее вероятным «виновником» обрушения моста Моранди), то та же причина привела в 2006 году к частичному обрушению строящегося моста в Екатеринбурге.
Если для сравнения упомянуть тот же Крымский мост, то, как известно, конструкция (с учетом слабых грунтов Керченского пролива), укреплялась сваями, которые под разными углами уходят в землю на глубину 90 метров.