Министерство финансов подготовило законопроект с поправками к 171-ФЗ (о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции), по которым устанавливаются новые требования для производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, передает «Коммерсант».
С 1 января 2019 года им придется маркировать свою продукцию федеральными специальными или акцизными (для импортных товаров) марками.
Без этого продукт будет считать находящимся в нелегальном обороте, а потому изымать.
В данный момент в России обязательно маркируют только крепкие напитки и вина. Однако недавно Росалкогольрегулированием (РАР) были выявлены множественные нарушения в обороте пивоваренной продукции.
Например, в 2017 году лаборатории РАР провели испытания 1033 образцов пивной продукции; выяснилось, что 997 из них не соответствовали требованиям госстандартов.
Кроме того, за последние два года РАР арестовано или изъято 184 тыс. дал продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов и нормативной документации.
В новом законопроекте указана ориентировочная дата введения маркировки. Пока ожидается, что она будет введена в середине 2019 года – к сентябрю пивовары должны будут представить предложения по формату маркировки, и уже после этого будет принято решение о запуске нововведений.
Однако предправления Объединения участников пивобезалкогольного рынка (ОУПР) Игорь Хавский заявил, что маркировка пива по принципу крепкого алкоголя технически невозможна.
По его словам, крупным пивоварам «придется втрое уменьшить скорость своих линий, некоторые из которых могут выпускать 50 бутылок в секунду».
Также сложности вызывает то, что в отрасли есть влажные бутылки, а это затрудняет процесс нанесения марки.
Хавский отметил, что участники рынка готовы предложить и иные способы маркировки. Например, это может быть нанесение QR-кодов.
Отмечается, что уже запланирована серия экспериментов по цифровой маркировке продукции без использования бумажных носителей, которая коснется всех типов упаковки – от стеклянной бутылки до кеги. Результаты планируют получить к сентябрю 2018 года.
Директор по корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев заявил, что в компании не понимают мотивов и целей внедрения маркировки в отрасли.
По его словам, в пиве отсутствуют подделки «ввиду сложности производства продукта», потому изменения станут чрезмерной нагрузкой «не только на производителей, но и на других участников оборота».
В AB InBev Efes сообщили также, что установка оборудования для нанесения маркировки для одной линии обойдется примерно в 1 млн долларов, а для крупного завода требуется минимум десять таких линий.
«С учетом того, что пивоваренный бизнес низкомаржинален, такие затраты являются внушительными даже для крупного бизнеса, а для малого и среднего они могут оказаться просто непосильными», – заявил Дурдыев.
Законопроект Минфина предполагает также, что пивовары и сидроделы с 2019 года смогут работать либо при наличии лицензии, либо при включении предприятий в реестр производителей. В ином случае им не выдадут марки.
Для внесения в реестр производители должны будут предоставить регулятору набор документов, включающих подтверждение наличия у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой составляет один год и более.
Эти требования идентичны условиям получения лицензии на выпуск крепкого алкоголя, отметил вице-президент по корпоративным отношениям «Балтики» Алексей Кедрин.
Он добавил, что в компании изменения рассматривают как шаг назад «в вопросе регулирования пивоварения в целом».
«Как и прежде, мы считаем, что 21 год лицензирования в крепком алкоголе, где все еще значительная доля нелегального рынка, яркое свидетельство неэффективности лицензирования», – пояснил Кедрин.
В Минфине подчеркнули, что законопроект пока в начальной стадии проработки. В будущем его доработают с учетом дальнейших обсуждений с РАР и отраслью.
Ранее в Роскачестве проверили безопасность тары для пива.