«Однако Россия принимает меры, чтобы потеснить украинские предприятия с международных рынков, где интересы Украины и России пересекаются в борьбе за контракты, связанные с ремонтом и модернизацией техники советского производства», – заявляется на сайте «Укроборонпрома».
Утверждается, что Россия накануне тендеров «заваливает потенциальных заказчиков письмами с требованием исключить украинские предприятия» из перечня участников конкурса, так как «только Россия имеет право ремонтировать или модернизировать советскую технику». Концерн заявляет, что некоторые страны на такой шантаж поддаются.
Отмечено, что такая ситуация вредит экономическим интересам Украины, так как ремонт советской авиационной техники является существенной составляющей доходов для Украины.
Заявление сделано в связи с созданием украинского сервисного центра в Бангладеш по ремонту вертолетов типа Ми-8/Ми-17.
У этих украинских обвинений есть соответствующие примеры, которые, однако, доказывают, что именно Киев пытается перехватить военные контракты по ремонту техники у России, а не наоборот.
Так, Болгария долгое время выбирала, кто именно отремонтирует советские самолеты МиГ-29. Рассматривались в том числе варианты Украины и Польши, и именно к последней склонялись в Болгарии. В МиГе тогда говорили, что в этом случае как производители этих самолетов откажутся от предоставления болгарской стороне технической помощи.
В итоге в конце прошлого года София обратилась к России за ремонтом и глубокой модернизации МиГ-29. Однако сделка была приостановлена после жалобы украинской госкомпании «Укринмаш».
Между тем, в мировой практике принято, что производитель может снять технику с гарантии, если ремонт производится на стороне без согласования с ним. Именно это Киев пытается назвать шантажом - даже с учетом того, что производитель большинства советской техники – это ныне российские предприятия. Украине это не выгодно признавать, так как у них остались ремонтные заводы со времен СССР.
В то же время Украина точно так же поступила в ситуации с ремонтом самолетов производства «Антонова» в России – отказалась ремонтировать военные борта. Теперь их летное состояние поддерживает компания «Ил». При этом Украина пыталась грозить России запретом на полеты этих самолетов за рубежом, однако не добилась этого, - тем более что подавляющее большинство самолетов Ан-124 «Руслан», о которых тогда шла речь, были только разработаны в Киеве, но произведены в Ульяновске.
Добавим, что Госдеп США, наоборот, утверждает, что Россия лишается военных контрактов по всему миру и уже потеряла на этом минимум нескольких миллиардов долларов. Газета ВЗГЛЯД подробно анализировала это заявление.