По этой версии, пилот управлял машиной, ориентируясь не на приборы, а на собственные ощущения, из-за иллюзии при потере ориентиров на земле после взлета. Участники расследования считают, что только иллюзорное восприятие могло заставить летчика направить машину в смертельное пике с креном в 55 градусов, пишет «Коммерсант».
На это указывают реконструкция катастрофы по показаниям параметрического самописца. Схема полета Ту-154 оказалась необычной - самолет благополучно оторвался от полосы, начал набирать высоту, после взлета второй пилот Александр Ровенский убрал шасси и доложил об этом командиру Роману Волкову. После этого были убраны закрылки. При этом фраза «закрылки, сука», считают специалисты, вероятно, не свидетельствует о неисправности рулей, а была произнесена командиром походя. Системы Ту-154, сообщают источники, «до самого столкновения с водой реагировали на управляющие действия экипажа своевременно и штатно».
Через 60 секунд Ту-154 находился на высоте около 250 метров, двигался с нормальной скоростью порядка 360-370 км/ч, после чего начал правый разворот, но так его и не завершил. В этот момент Волков вместо продолжения набора высоты неожиданно отправил лайнер в пике, после чего самолет восемь секунд стремительно снижался, заложив при этом крутой вираж влево. Поэтому крылья Ту-154 перед ударом располагались под углом 55 градусов к горизонту.
При этом пикирование проходило в абсолютном молчании - только на девятой секунде штурман произнес слова «Командир, мы падаем». При этом на предупреждение штурмана пилоты не среагировали - по крайней мере, не было зафиксировано движения штурвалов «на себя».
Источник отмечает, что такое странное поведение могло объясняться спецификой ночного вылета из Адлера.
«Через несколько секунд после отрыва от хорошо освещенной и размеченной полосы ты пересекаешь также подсвеченную береговую линию и сразу попадаешь как будто в черную дыру» - охарактеризовал его один из авиаэкспертов. Все ориентиры пропадают, и специалисты считают, что это опасно для пилоты, так как он инстинктивно старается дистанцироваться от показаний приборов и ориентироваться на команды своего вестибулярного аппарата. В состоянии иллюзии пилот не может правильно оценить положение самолета - как говорят в авиации, он оказывается во власти собственных иллюзий. В частности, кратковременное попадание самолета в восходящий воздушный поток могут создать ощущение задравшегося носа машины, из-за чего самолет переводится в режим пикирования. Из-за потери ориентировки происходит каждая десятая из авиакатастроф в мире.
В пользу этой версии также говорят графики крена и тангажа лайнера в последние секунды полета. Их линии имели как бы «дрожащую» форму, что говорит о том, что пилот следовал командам своего вестибулярного аппарата, корректируя штурвалом положение машины в пространстве.
При этом другие эксперты считают, что это «дрожание» было следствием неисправности системы регистрации параметров.
Кроме того, противники версии иллюзии указывают на неясную роль второго пилота Александра Ровенского, который наблюдал за развитием ситуации на борту, но не вмешивался в нее. Скептики считают, что у двух пилотов сразу не могли возникнуть иллюзии. Однако сторонники этой версии указывают на то, что на споры у летчиков не было времени.
На этой неделе появилась также другая версия произошедшей катастрофы - эксперт предположил, что управление самолетом при взлете взял на себя старший по званию летчик, который привык к другим лайнерам и не справился с управлением.
Напомним, самолет Ту-154 Минобороны упал в Черное море 25 декабря. Версия теракта была исключена в ходе расследования. Приоритетной версией считается ошибка экипажа.