Пилоты сообщали о покалывании пальцев и других симптомах, которые указывают на гипоксию, передает Aviation Week.
Инциденты, которые в армейских документах обозначены как «физиологические эпизоды» (ФЭ), резко участились в последние месяцы на самолетах F-35A (модификация для ВВС США).
В период с 2006 по 2016 год было зафиксировано только 10 таких случаев, и столько же - в одном только 2017-м. Пять из этих последних ФЭ пришлись на период между 2 мая и 8 июня в Льюке, что заставило ВВС приостановить полеты F-35 на этой базе.
Но когда полеты возобновились, произошло еще три подобных случая, хотя в более мягкой форме.
ФЭ чаще всего происходят именно с самолетами F-35A, нежели с машинами других модификаций. На истребителях для ВВС летчики с 2006 по 2017 годы сталкивались с подобным недомоганием 20 раз, на F-35B (для Корпуса морской пехоты) – четыре раза и на F-35C (для ВМС) – пять.
После нескольких месяцев исследований команда, изучающая системы F-35A, еще не нашла причины проблемы.
Более того, пока не ясно, идет ли речь именно о гипоксии - отсутствии кислорода в крови. Похожие симптомы присущи другим физиологическим состояниям, например, гиперкапнии (высокий уровень углекислого газа в крови, иногда вызванный гипервентиляцией), гистотоксической гипоксии (наличие токсина), декомпрессионной болезни или даже обыкновенным обезвоживанию, недосыпанию или нервозности.
Напомним, программа F-35 много раз подвергалась критике из-за дороговизны и многочисленных недостатков самолетов. Среди проблем были выявлены потенциально опасные для жизни и здоровья летчиков.