Проект «дорожной карты» по реформированию МСЭ в Минтруде обещают представить к сентябрю, пишет газета «Коммерсант».
В начале 2015 года ведомство впервые установило систему оценки инвалидности на основе степени утраты той или иной функции организма, например двигательной способности или зрения. Диагноз при этом не играет решающей роли, как и степень потери трудоспособности, хотя именно эти два фактора были определяющими в медико-социальной модели, применявшейся с 1995 по 2015 год.
По оценкам Пенсионного фонда, распространенным Минтрудом, в России после этого (в 2015 году по сравнению с 2013 годом) стало на 270 тыс. инвалидов меньше. Общественные и пациентские организации массово жаловались, что люди с тяжелыми диагнозами лишаются инвалидности, а следовательно, и всех предусмотренных социальных льгот. Минтруд вынужден был поменять критерии по ряду заболеваний, а также внес изменения в должностные обязанности врачей-экспертов МСЭ.
Как сообщил замминистра труда и соцзащиты Григорий Лекарев, помимо методической и методологической базы работы учреждений социальной экспертизы, в частности методики обоснования экспертного решения, документ предполагает сделать работу МСЭ более прозрачной. «Коррупционная составляющая в работе любого экспертного учреждения присутствует, и в медико-социальной экспертизе исключений, к сожалению, нет, – признал Лекарев. – Мы планируем введение электронной очереди с независимым распределением дел, а также организацию по желанию заявителя аудио- и видеофиксации того, что происходит при освидетельствовании».
В «дорожной карте», сообщил Григорий Лекарев, будет предусмотрено создание общественных советов при главных бюро МСЭ в регионах, «которые должны включать представителей правозащитных организаций, общественных организаций инвалидов, чтобы они разбирали в том числе случаи, связанные с нарушением этики». Также в «дорожной карте» будет зафиксирована обязанность главных экспертов таких учреждений контактировать с СМИ для повышения уровня открытости и прозрачности деятельности.
«У нас бюро МСЭ в известной мере решает судьбу человека с инвалидностью: все льготы, в том числе пенсии, льготы на проезд, социальные выплаты привязаны к статусу, – напомнила зампред координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП России Елена Клочко. – И здесь нужно максимальное привлечение общественного контроля, так как вопросы к прозрачности определения инвалидности есть». По ее мнению, в документе должен быть закреплен комплекс услуг людям с инвалидностью, которые «позволили бы нормализовать их жизнь в обществе, дав возможность быть максимально активными».